Иран — Израиль: Ближний Восток перед большой войной? Расклад Шерешевского
В последнее время Израиль провел серию ликвидаций руководства своих военных противников. Это во многом изменило обстановку на Ближнем Востоке.
В среду в Тегеране был убит лидер палестинского движения ХАМАС, глава Политбюро этой организации Исмаил Хания. На следующий день руководство Армии обороны Израиля (АОИ) и контрразведки ШАБАК официально подтвердило ликвидацию военного руководителя ХАМАС Мохаммеда Дейфа в ходе удара, нанесенного по подземному бункеру в палестинском городе Хан-Юнис (сектор Газа) около трех недель назад. Военное и политическое руководство организации действует автономно друг от друга, координируя свои усилия, но принимая самостоятельные решения, поэтому речь может идти о выбивании начальства обеих ветвей ХАМАС. Это потенциально может привести к некоторой дезорганизации группировки. Правда, официально ХАМАС не подтвердил информацию о гибели Дейфа, и нельзя быть до конца уверенными в том, что он мертв.
Зато нет сомнений в результатах еще одной израильской атаки, состоявшейся накануне убийства Хании. В шиитском пригороде Бейрута, Дахии, который является сердцем ливанской проиранской группировки «Хезболла», был убит ракетным ударом начальник генштаба организации, второе лицо в иерархии «Хезболлы» Фуад Шукр. Если к этому добавить систематические ликвидации военных руководителей ключевых подразделений «Хезболлы», которые совершаются израильскими ВВС, то можно увидеть, что Израиль планомерно выбивает руководство сил, ведущих против него военные операции, стремясь к их дезорганизации. Само по себе убийство Хании не вело бы к ней, но серия ликвидаций — уже шаг в указанном направлении.
«Хезболла», контролирующая Ливан, ХАМАС, который все еще сохраняет позиции в секторе Газа, Башар Асад и ряд ополчений в Сирии, ополчения и политические партии, занимающие ключевые позиции в правительстве Ирака, а также хуситы — боевики, контролирующие треть Йемена, — все они — элементы цепи, которую принято называть «Ось сопротивления». Это — военно-политический блок, с помощью которого Иран создал свою сферу влияния от Тегерана до Бейрута, включая Багдад и Дамаск. «Ось сопротивления» ведет боевые действия против Израиля, обстреливая его территорию из Газы, Ливана и Йемена, и атакуя военные базы США в регионе. Израиль бомбит Газу и Южный Ливан.
Однако обе стороны более-менее откалибровывают свои действия, например, «Хезболла» ведет основные обстрелы Израиля лишь на 10-15 км в глубину его территории, Израиль отвечает тем же. Но сейчас ситуация меняется. Во-первых, Израиль активно разрушает системы управления своих противников, и это становится важным фактором войны.
Во-вторых, убийство Хании вскрыло проблемы систем безопасности Ирана настолько, насколько это вообще возможно. Руководителя ХАМАС должны были охранять как высокого гостя и лидера организации, воюющей с могущественными силами. Если можно было убить высокоточной ракетой этого человека в иранской столице, то я бы на месте руководителей Ирана не чувствовал бы себя в безопасности. Безусловно, для Израиля это серьезный аргумент в плане давления на оппонентов. Они теперь знают, до какой степени они не в безопасности, и многие из них хотят жить. Быть может, кого-то из них данное обстоятельство сделает более сговорчивым.
В-третьих, премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху таким способом сумел продать атаки своему обществу как свой личный успех. После рейда 7 октября на территорию Израиля, в ходе которого хамасовцы убили 300 военных и 900 гражданских израильтян и взяли в заложники 240 человек, Нетаньяху пообещал уничтожить руководителей ХАМАС и всю военную структуру группировки. Сегодня он может сказать, что первая часть задачи выполнена.
Три резонансные атаки на руководство противников могут несколько усилить пошатнувшиеся позиции премьер-министра внутри страны, недовольной ходом военных действий в Газе. Там АОИ пока не удается уничтожить ХАМАС. В условиях, когда высшие военные руководители Израиля считают продолжение операций в секторе Газа бесперспективным, жалуясь на нехватку снарядов, запчастей и падение духа военных, о чем они сообщили некоторое время назад в интервью изданию «Нью-Йорк Таймс», для политического руководства Израиля важно укреплять свой имидж.
В-четвертых, Нетаньяху, может быть, рассчитывал на массированный ответ Ирана и «Хезболлы», в ответ на что США вмешаются в войну на его стороне. И тогда вместе они сокрушат врагов. Но это маловероятно.
Ирану сейчас совершенно не нужна большая война. Причины лежат на поверхности: постоянные социальные протесты и забастовки, уязвимость экономики страны, ее ракетной и ядерной промышленности. И, конечно, Тегеран не захочет рисковать «Хезболлой», которая является его главным аргументом в защите от израильских бомбежек — для этого ее и вооружали десятилетиями. Поэтому, с высокой вероятностью, ответ Ирана и «Хезболлы» будет умеренным, приблизительно таким, как это было в прошлый раз, когда Израиль в апреле разбомбил консульство Ирана в Сирии, а Иран выпустил по израильской территории около 300 ракет и дронов. Напомним, что в тот раз США вмешались и предотвратили массированный израильский ответный удар по Ирану, остановив, таким образом, эскалацию. И сегодня США сделают все, чтобы деэскалировать конфликт, от обещаний до угроз, причем это относится и к Ирану, и к Израилю.
За несколько месяцев до выборов большая война на Ближнем Востоке, война, которую будет вести Израиль - стратегический союзник Америки, с ее противниками, угрожая втянуть США, категорически не нужна администрации в Вашингтоне. Не говоря о том, что полномасштабная ближневосточная война между Израилем и «Осью сопротивления», согласно прогнозам экономистов, привела бы к резкому росту цен на топливо, к рецессии мировой экономики и к росту цен на бензин в США. Не может быть более негативного сценария для правящей в США демократической администрации. Она сделает все возможное, чтобы удержать стороны от крайних мер.
Поэтому, переход к полномасштабной и длительной войне представляется менее вероятным сценарием. Хотя полностью исключить подобный вариант развития событий невозможно.