Карабах станет важнейшим фактором роста ненефтяного экспорта Азербайджана Расклад Хазара Ахундова
Благоприятная конъюнктура на глобальном энергетическом рынке второй год кряду способствует росту экспортных доходов Азербайджана. Вместе с тем высокие темпы развития отечественной ненефтяной экономики поддерживал возросший мировой спрос на продовольствие, стройматериалы, цветные и черные металлы, химическую продукцию, пряжу и т.д.
Беспрецедентный рост ненефтяного экспорта в стране был зафиксирован в минувшем году, и неплохую динамику удалось сохранить и в последующем. Согласно опубликованным накануне данным Центра анализа экономических реформ и коммуникаций (ЦАЭРК), в январе-августе 2022 года отечественный ненефтяной экспорт возрос на 19%.
Вопреки негативным глобальным факторам – пандемии, гиперинфляции, разбалансировке логистических цепочек, в минувшем году удалось добиться стремительных темпов подъема деловой активности в секторе ненефтяной экономики. Вместе с ажиотажным спросом на энергоресурсы движущим фактором, поддержавшим отечественную промышленность и аграрный сектор, стал беспрецедентный рост цен на сырье, полуфабрикаты и иную промышленную продукцию на мировых биржах, и это сыграло важную роль в улучшении внешнеторговой динамики нашей страны. В целом в прошлом году зафиксирован исключительный рост ненефтяного экспорта, совокупные объемы которого достигли $2,7 млрд, увеличившись на 47,2%.
Высокие темпы торговли удалось сохранить и в текущем году: спрос на азербайджанскую промышленную и агарную продукцию увеличивался, причем не только на традиционных рынках просоветских стран, но и в дальнем зарубежье. Этому способствовал ряд обстоятельств, связанных с глобальной геополитической нестабильностью на фоне войны в Украине, приведших к разрыву цепочек товарных поставок и транспортно-логистическому коллапсу.
Согласно исследованиям экспертов международного информационного агентства Bloomberg, российско-украинская война стала знаковым моментом, завершающим тридцатилетний период глобализации мирового производства и торговли. Процесс дезинтеграции глобальной торговли наблюдался уже в конце мирового энергетического кризиса (2014-2017 годов), а также с началом торговой войны между США и Китаем. Колоссальный удар интеграционным процессам нанесла пандемия коронавируса с ее длительными локдаунами и карантинными ограничениями, обрушившими создаваемую десятилетиями промышленную кооперацию, логистику поставок сырья и комплектующих. А с началом российско-украинской войны мировая торговля постепенно сегментируется на локальные рынки, объединённые общими для каждой группы военно-политическими и цивилизационными интересами, как, собственно, это и было до окончания «холодной войны».
Однако торгово-промышленные пулы ведущих экономик мира не в состоянии столь быстро перестроится под новые геополитические реалии, и распад прежних коммерческих и транспортных связей на обширном евразийском пространстве обернулся резким увеличением мирового спроса на сырье, прежде всего энергоносители, продукцию нефтехимии, цветной и черной металлургии, продовольствие, а также стройматериалы, микросхемы, оборудование и т.д. В сложившихся обстоятельствах весьма повысились позиции внеблоковых, развивающихся государств мира, где внутреннее производство сохраняло необходимые объемы, а главное, сравнительно более приемлемые цены. Сегодня, в условиях энергетического, продовольственного, сырьевого кризисов, развивающиеся страны во все большей мере обеспечивают товарный спрос в регионе ЕС, Северной Америке и ряде высокоразвитых государств Европы.
К таким странам сегодня относится и Азербайджан, уже второй год расширяющий географию и диверсифицирующий номенклатуру ненефтяного экспорта. Так, в опубликованном накануне отчете ЦАЭРК отмечается, что по итогам января-августа 2022 года азербайджанский ненефтяной экспорт достиг $1,9 млрд, что на 19% превышает показатели соответствующего периода прошлого года. Согласно данным ЦАЭРК, объемы экспорта аграрной продукции за отчетный период увеличились на 13,1% до $537,8 млн, в то же время поставки химической продукции возросли в три раза, алюминия и изделий из него - на 66%, проката черных металлов - на 21,1%, хлопкового волокна (за полугодие) на 12,8%.
На сегодня 60% отечественного ненефтяного экспорта приходится на четыре страны – Турцию, Россию, Грузию и Швейцарию. В ненефтяном товарообороте в лидеры вышла Турция, с которой у Азербайджана подписан договор о преференциальной торговле, способствовавший открытию емкого рынка братской страны для азербайджанских производителей. «Вместе с географической диверсификацией и увеличением объемов несырьевых поставок меняется и их структура: свыше половины номенклатуры ненефтяного экспорта приходится на долю промышленной продукции», - отметил в начале августа министр экономики Микаил Джаббаров. Глобальный кризис и дефицит ресурсов способствовал увеличению поставок азербайджанской промышленной продукции на сравнительно далекие и неосвоенные в прошлом рынки дальнего зарубежья. Так за последние год кратно возрос экспорт полимерного сырья и химических полуфабрикатов, в том числе в регион Китая и Юго-Восточной Азии, а карбамидных удобрений - в Индию и Южную Америку. Увеличились поставки местной переработанной плодоовощной продукции, текстиля на рынки стран Персидского залива и Северной Африки, азербайджанский цемент наряду с Грузией и странами Центральной Азии сегодня поставляется в высокоразвитую Германию, растет экспорт в страны Восточной Европы иных стройматериалов, алюминиевой фольги и проката, силовых кабелей, полимерных труб и т.д. В текущем году энергооператор ОАО «Азерэнержи» возобновил своповые поставки электроэнергии в Болгарию и Грецию и рассчитывает расширить их в другие страны Южной Европы к 2024 году.
В то же время война в Украине и усилившееся в этой связи подорожание продуктов питания вынудили Азербайджан несколько откорректировать экспортную политику с учетом требований продовольственной безопасности. В отношении экспорта ряда продовольственных товаров применяется особый режим: в марте принято постановление Кабинета министров «О мерах по регулированию вывоза с территории страны ряда основных продовольственных товаров, входящих в состав минимальной потребительской корзины, и сырья, используемого при их производстве». Документ ограничил вывоз из страны базовых продуктов питания и сырья, в том числе мукомольно-крупяной продукции, солода, крахмалов, инулина, пшеничной клейковины, масличных семян и плодов, некоторых лекарственных растений, кормовых трав, фуражного зерна. Между тем непростое экономическое положение находящейся под санкциями России несколько снизило покупательную способность ее населения, и падение спроса отразилось на объемах поставок плодоовощной продукции из Азербайджана. В частности, в первой половине года несколько снизились объемы поставок (в тоннах) яблок и томатов на российский рынок, однако с учетом высокой инфляции в РФ потери азербайджанских фермеров были компенсированы ростом цен: в итоге в денежном выражении зафиксирован рост доходов от экспорта соответственно на 7,7 и 0,8 процента.
Однако роль ключевого вектора ненефтяной торговли Азербайджана в последние два года уверенно сохраняет за собой промышленный сектор. Безусловно, республика не смогла бы добиться всего этого в столь короткие сроки, если бы в предшествующий период не были реализованы программы новой индустриализации и диверсификации ненефтяной промышленности, за счет чего обеспечено наращивание производства конкурентоспособной на внешних рынках продукции. Особую роль в наращивании производства высококонкурентной экспортной продукции сыграли усилия по формированию в Азербайджане специализированных индустриальных кластеров. Так, на сегодня в республике действует шесть промышленных парков и четыре промквартала, где статус резидентов получили 108 субъектов предпринимательства, и 60 из них уже приступили к деятельности. «Объем инвестиций в промзоны уже превысил 6,4 млрд манатов, и в текущие проекты планируется дополнительно инвестировать свыше 400 млн манатов. За минувшие годы предприятия промзон уже произвели продукции более чем на 7,17 млрд манатов, при этом экспортировано товаров на 2,3 млрд манатов, или около 32% всей произведенной продукции», - сообщил не так давно министр экономики Микаил Джаббаров. Министр также отметил, что в первой половине текущего года в более чем 50 стран мира была экспортирована продукция, произведенная в промзонах Азербайджана на общую сумму 1,3 млрд манатов. В январе-июне 2022 года удельный вес промышленных зон в производстве ненефтяной продукции составил 14,9%, а в ненефтяном экспорте - 33,1%. Экспортный потенциал промышленности страны еще более возрастет с учетом скорого начала освоения потенциала Алятской свободной экономической зоны (СЭЗ). Ожидается, что в среднесрочной перспективе на территории СЭЗ в 850 гектаров местными и иностранными инвесторами с использованием инновационных технологий будет налажено производство продукции с высокой добавленной стоимостью, большую часть которой также планируется реализовывать на зарубежных рынках.
Экспортная стратегия Азербайджана также предусматривает активное освоение сельскохозяйственного и сырьевого потенциала Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов: емкий спрос и высокие цены на мировом рынке делают крайне перспективным создание на освобожденных территориях высокотехнологичных «зеленых» агропарков и предприятий по переработке минерального и иного сырья. Со временем Карабахский регион станет важнейшим фактором роста ненефтяного экспорта. Все перечисленные выше направления крайне важны, так как сегодня Минэкономики сформулировало ключевую задачу - обеспечить почти двукратный рост ненефтяного экспорта к концу 2026 года, объемы которого прогнозируются на уровне $5 млрд.