Крах внешней торговли Армении Обзор Caliber.Az
Продолжающийся конфликт в Украине и все более слабеющая от западных санкций российская экономика привели к сокращению торговли между государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), снизив объемы трансфертов от гастарбайтеров из стран-членов организации. Причем, наиболее острые проблемы в этой связи испытывает Армения: согласно отчету Центробанка республики, в текущем году резко снизились объемы армяно-российской торговли, также сократились на 20% денежные переводы от работающих в РФ армянских сезонных рабочих. Причем, итоговые годовые прогнозы сулят еще большие потери, чем в первой трети года.
«На фоне военного конфликта в Украине торговля Армении с украинскими и российскими партнерами резко сократилась. Также отмечено заметное снижение денежных переводов от работающих в России армянских сезонных рабочих», - заявил на днях заместитель председателя Центробанка Армении Ованнес Хачатрян на заседании постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам.
Напомним, что еще в марте Центробанк Армении предупреждал о наличии серьезных рисков для макроэкономической безопасности республики в связи с усилением антироссийских санкций, блокады транспортных коммуникаций в Черном море и нарушением глобальных цепочек поставок товаров. Первым и наиболее ощутимым ударом стал дефицит импортных товаров и рост цен на продовольствие на армянском рынке, также подорожали поставки сырья для армянской промышленности. Применительно для Армении ослабление связей с российской экономикой может обернуться катастрофическими потерями с учетом того, что порядка 83% всей торговли этой республики с постсоветскими странами приходится именно на долю РФ. Рассматривая ситуацию в развитии, эксперты армянского ЦБ приходят к выводу, что по итогам текущего года экономику Армении ожидает снижение промышленного роста и экспорта, замедление темпов роста в строительстве и сфере услуг, а также более жесткое влияние фактора импортируемой инфляции. В частности, в прогнозах рейтингового агентства Fitch значится, что в 2022 году рост потребительских цен составит в среднем 8,5%, что выше верхнего предела допустимого диапазона Центробанка Армении. Причем, согласно данным статведомства, в годовом исчислении в апреле 2022 года цены на продовольствие в Армении выросли на 14,5%.
По словам зампредседателя ЦБ О.Хачатряна, годовой российско-армянский товарооборот прогнозировался на уровне порядка $2,5 млрд, из которых около $800 млн - экспорт, $1,7 млрд - импорт, однако этих показателей, по всей вероятности, достичь не удастся, товарооборот уже сократился на 20%. В то же время, высокий уровень инфляции в РФ (примерно 18%) и риски девальвации рубля также отрицательно влияют на перспективы армянского экспорта. «В свою очередь армяно-украинский товарооборот, оцениваемый в $160 млн, из которого три четверти приходится на импорт в Армению, и вовсе находится на нуле», - отметил замглавы Центробанка.
Напомним, что по словам министра экономики Армении Ваана Керобяна, еще в марте объем армянского экспорта в Россию сократился на 30%, и в силу высокой волатильности валютного рынка начался процесс перезаключения договоров по уже новым ценам, что сулит еще большие потери для экспортеров. Находящаяся в транспортном тупике Армения уже три десятилетия сталкивается с трудностями при импорто-экспортных операциях, а сегодня из-за антироссийских санкций многие международные шипинговые и экспедиторские компании отказались от транспортно-логистического сотрудничества с Россией, по сути лишая армянских поставщиков главного экспортного рынка. И это далеко не предел, некоторые армянские эксперты полагают, что к концу 2022 года объемы экспорта в Россию могут сократиться и на 40%.
Обвал торговых отношений с Россией усугублен усилившимся в последнее время нагнетанием реваншистских настроений со стороны «карабахского клана»: жесткое противостояние оппозиции с нынешним правительством в Ереване по вопросу нормализации политических и экономических отношений с Турцией и Азербайджаном не оставляет Армении никаких шансов на скорейшее открытие столь необходимых ее экономике транспортных коридоров и возобновление взаимовыгодной торговли.
Ожидаемые провалы во внешней торговле неизбежно отразятся на всех секторах и без того ущербной армянской экономики: так, согласно краткосрочным прогнозам ЦБ, увеличатся показатели суверенных рисков страны и инфляционные ожидания, а также будет значительно снижен прогнозируемый показатель экономического роста в Армении в 2022 году. Ну а в среднесрочной перспективе замедление экономического роста будет связано с ожидаемым ухудшением инвестиционного климата, что, в свою очередь, приведет к более медленному восстановлению производительности. Впрочем, торговый кризис в регионе ЕАЭС уже сегодня наносит ущерб армянскому бюджету и по другим направлениям: только в марте-апреле 2022 года Армения недополучила от ЕАЭС около 10 млрд драмов ($22 миллиона), средств, формируемых за счет импортных таможенных пошлин и предусмотренных к перечислению в национальные бюджеты. По словам главы Комитета государственных доходов Рустама Бадасяна, в связи с общей экономической ситуацией доходы в общую Евразийскую «казну» сократились, а из-за войны в Украине и антироссийских санкций возникли сложности с механизмами распределения средств из общего бюджета ЕАЭС. Как разрешатся эти проблемы и какими будут потери от сокращения торговли стран союза, сегодня можно только гадать.
Все перечисленные негативные процессы в странах ЕАЭС и их влияние на экономику Армении системно отслеживаются ведущими международными финансовыми и рейтинговыми организациями. В этой связи Международный валютный фонд не так давно ухудшил прогнозы по росту экономики Армении в 2022 году с 5,5% до 1,5%, то есть почти в четыре раза. Столь же критическими выглядят оценки экспертов рейтингового агентства Fitch: годовые показатели ВВП Армении снижены с 5,3% до 1,3%, схожие показатели озвучены специалистами Европейского банка реконструкции и развития, ожидающими обвал армянского ВВП с 5,3% до 1,5%.
Причем, в агентстве Fitch указали еще один негативный фактор, наносящий серьезный ущерб экономике и социальной стабильности в Армении: санкционное давление сжимает как шагреневую кожу российский рынок труда, как следствие - сокращается объем денежных переводов от армянских гастарбайтеров. «Денежные переводы армянских сезонных рабочих из РФ сократились, и по итогам 2022 года ожидается сокращение таких трансфертов примерно на 20%», - сообщил на днях зампредседателя ЦБ О.Хачатрян. Впрочем, в Центробанке называют приведенную статистику приблизительной, зависящей от масштабов проседания экономики РФ по итогам года. Озвучиваемые в последнее время прогнозы сулят спад российского ВВП от 6 до 10 и более процентов, и в случае худшего сценария ряд экспертов не исключает, что по итогам года сокращение объема денежных переводов от армянских трудовых мигрантов может достигнуть 40%.
Чтобы оценить масштабы потерь при таком негативном сценарии, следует напомнить, что в минувшем году в Армению от трудовых и прочих мигрантов из-за рубежа (порядка 43% из РФ) поступило $2,109 млрд трансфертов, при этом объем денежных переводов возрос на 14,6% относительно показателей предыдущего года. По сути, сегодня практически каждая третья армянская семья формирует изрядную часть своего семейного бюджета за счет денежных переводов от трудовых мигрантов. Сокращение таких поступлений из России, а также Украины неизбежно резко снизит уровень потребления армянских домохозяйств, а отрицательный мультипликационный эффект от этого сократит обороты в сфере торговли и сервиса, и естественно уменьшит собираемость налогов.
Казалось бы, что приведенная информация не дает никаких оснований для оптимизма, однако в армянском правительстве, вероятно, считают по-другому. СМИ республики с радостью сообщают о зафиксированном в первом квартале года отрицательном сальдо миграции в Армении впервые с обретения государственной независимости. Обратно с российских заработков домой вернулось свыше 185,7 тыс. армянских граждан. Однако, эта «радость» весьма сомнительного порядка, учитывая отсутствие работы и иных перспектив на родине. Комментируя происходящее в интервью CivilNet, министр экономики Ваан Керобян высказался в духе древнего армянского патриотизма: «Зарубежные трансферты портят людей, которые их получают, мешают людям работать, а труд на родине гораздо выгоднее, чем отъезд на заработки за рубеж». Вот так, не больше и не меньше. «Эти люди (трудовые мигранты) не хотят работать. Можно долго обсуждать, что есть проблема с рабочими местами, но все мы хорошо знаем, что во всех компаниях есть вакансии», - добавил министр.
Правда, глава экономического ведомства отказался отвечать на уточняющие вопросы о разнице в зарплате дома и за рубежом, не назвал он и отрасли, и сферы армянской экономики, где якобы существуют мифические вакансии.