Муза Канбека: как сочиняются антиазербайджанские нарративы? Эксклюзив Caliber.Az
Клеветнические кампании в СМИ и международных организациях против Азербайджана уже давно стали для нашей страны привычным делом. Чем сильнее становились мы, тем сильнее раскручивался маховик очернительных мероприятий против нас. Антиазербайджанские идеологические провокации кратно усилились после того, как наша страна полностью восстановила свою территориальную целостность и суверенитет.
В августе этого года наш сайт уже рассказывал о некоем отчете, одним из авторов авторов которого является шведский журналист, известный азербайджанофоб, поставщик пропагандистских услуг армянской диаспоре Расмус Канбек. По признанию самого Канбека, свой вклад в этот отчёт также внес армянский «журналист-блокадник» Марут Ванян. Материал был составлен в рамках проекта OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности – сообщество журналистов, ведущих расследования) и опубликован на сайте этой организации. Не будем томить читателей долгим пересказом отчета и нашего ответа на него, отметим лишь, что в «труде» Канбека и Ко был сделан упор на то, что, мол, Азербайджан всячески препятствовал деятельности Международного комитета Красного Креста (МККК) в зоне бывшего компактного проживания армян в Карабахском регионе, тем самым якобы усугубляя предполагаемый «гуманитарный кризис», вызванный мнимой «блокадой». Уже тогда наш коллега Мурад Абиев сделал вывод о том, что при внимательном прочтении отчета можно было разглядеть уши поставщиков «информации» – представителей МККК, поскольку материал изобиловал «инсайдами» сотрудников МККК, включая и высокопоставленных.
Время показало, что мы оказались правы. Как стало известно редакции Caliber.Az из достоверных источников, помогала Канбеку составлять тот антиазербайджанский отчёт бывший многолетний директор представительства МККК в оккупированном на тот момент Карабахе София Пагсли.
Надо признать, что ныне Пагсли – не просто бывший директор МККК в отдельно взятом регионе. Нет, у нее довольно внушительный послужной список. Посудите сами. Для начала следует ознакомиться с ее профилем на сайте Европейского совета по международным делам, где София Пагсли была координатором программы «Расширенная Европа» с 2013 по июль 2016 года. В область ее интересов входили не только отношения ЕС с Восточной Европой, Кавказом и Россией, но и «непризнанные государства и анализ конфликтов». И, как явствует из открытых источников, опыт тут у нее накопился основательный. Так, с июня 2005 года по октябрь 2013 года Пагсли являлась главой миссии МККК в различных зонах боевых действий, в том числе в оккупированном Арменией Карабахском регионе Азербайджана.
В этой должности в марте 2010 года она встречалась с главарем оккупационного режима Бако Саакяном, с которым «были обсуждены вопросы, касающиеся деятельности, осуществленной организацией в 2009 году и планов на 2010 год». При этом Саакян «высоко оценил работу этой авторитетной международной организации в Карабахе, подчеркнув, что Международный комитет Красного Креста играет важную роль в реализации в «республике» различных гуманитарных программ». В том же году, в ноябре, Пагсли встречалась с командующим оккупационными войсками в Карабахе Мовсесом Акопяном.
Но даже перестав занимать должность главы миссии МККК в Карабахе, Пагсли не прекратила заниматься этим регионом, но уже в новой ипостаси – в качестве регионального менеджера по Кавказу International Alert – благотворительной миротворческой организации со штаб-квартирой в Лондоне. В сферу ее обязанностей входило «руководство программой, политикой и пропагандистскими стратегиями для миротворческой работы на Кавказе (конфликты в Абхазии и «Нагорном Карабахе»), основанными на регулярно обновляемом анализе конфликта, изменениях в контексте и консультациях с местными партнерами на местах». В этой должности она проработала с августа 2016 года по сентябрь 2021-го.
То есть, в общей сложности Карабахом она занималась более 13 лет. Естественно, за эти годы у нее остались там «наработанные связи» как с сепаратистскими структурами, так и с сотрудниками МККК. Более того, по имеющимся у нас данным, Пагсли посещала зону временной ответственности Российского миротворческого контингента даже после 44-дневной войны, активно собирая информацию в тесном взаимодействии с МККК.
Так к кому мог обратиться Канбек для составления своего отчета, подкрепленного «сливами» от представителей МККК? Кандидатура Пагсли тут просто идеальна. Тем более, что за годы работы в оккупированном Карабахе сама София, очевидно, прониклась «искренней симпатией» к представителям сепаратистского режима. И когда от Канбека поступило предложение помочь в подготовке антиазербайджанского пасквиля, Пагсли, по всей видимости, согласилась, не раздумывая.
Кстати, последние три года София Пагсли официально работает менеджером по Украине швейцарского Центра гуманитарного диалога. Она активно клеймит сепаратистов на востоке Украины, пишет статьи, в которых призывает наказать российское руководство. Что-то знакомое, уважаемые читатели? Да, все те же пресловутые двойные стандарты: на востоке Украины — сепаратисты, в азербайджанском Карабахе — «борцы за независимость».
Ну да ладно, оставим это на совести Пагсли — возможно, это был ее личный выбор. Но суть в другом: кто из представителей МККК передал ей сомнительную информацию, которую она затем «слила» Канбеку для составления предвзятого отчета OCCRP? Напомним, два из семи ключевых принципов МККК — беспристрастность и нейтральность, что означает невмешательство и сохранение доверия всех сторон. Соответствуют ли этим принципам действия Пагсли и самого МККК? Ответ кажется очевидным.