«Накачка французским оружием — очень скверная история для Еревана» Сергей Боровиков на Caliber.Az
Интервью Сaliber.Az c ведущим аналитиком Ассоциации приграничного сотрудничества, российским экспертом Сергеем Боровиковым.
— Как вы расцениваете 2024 год с призмы урегулирования армяно-азербайджанских отношений?
— Минувший год был отмечен попытками закрепить военную победу Азербайджана в политическом и административно-юридическом пространстве, что закономерно. Но, к сожалению, они каких-то радикальных изменений с точки зрения урегулирования отношений между Баку и Ереваном не принесли.
— Я дополню вашу мысль. Прорыва в армяно-азербайджанском урегулировании не произошло из-за отказа Армении внести поправки в свою конституцию, в которой имеются территориальные притязания к Азербайджану.
— Могу предположить, что за этим могут стоять три фактора. Во-первых, после Первой Карабахской войны Азербайджан тридцать лет не требовал внесения поправок в Конституцию Армении, а потребовал этого после того, как вернул назад свои территории. Армения, видимо, также исходит из аналогичной логики, с расчетом на то, что лет через тридцать или сорок что-то может поменяться, грубо говоря, по принципу «глядишь, как-нибудь отобьем обратно». Следовательно, зачем, мол, заморачиваться?
Во-вторых, само по себе внесение изменений в конституцию — это всегда довольно сложная бюрократическая процедура, требующая проведения голосования, подготовки поправок, после которых обязательно найдутся недовольные. Это неминуемо будет расшатывать политическую ситуацию, которая и без того в Армении непростая в связи с непопулярными шагами и действиями Никола Пашиняна.
В-третьих, армянам это не очень-то и надо, поскольку там мутная история с конституцией из-за того, что Карабах так и не был включен в базовую правовую конституционную сферу Армении. Так что армянам придется разбираться с этим вопросом еще долго, и не только в этом году.
— То есть шансы на заключение мирного договора между Баку и Ереваном в 2025 году минимальны?
— Дело в том, что современном мире отсутствие мирного договора между конфликтующими странами не является принципиально обязательным элементом. После Второй мировой войны СССР и Япония так и не заключили мирный договор, но это не мешало им пятьдесят лет взаимодействовать. Что же касается заключения мирного договора между Баку и Ереваном, то по этому поводу я настроен скептично. Как мне кажется, для Армении - это своего рода фиксация своего позорного военного поражения, которое им явно не хочется поднимать в общественном пространстве.
С другой стороны, основной спонсор современной Армении - Франция однозначно не заинтересована в армяно-азербайджанском урегулировании, а рассчитывает на продолжение этого конфликта в политической или военной форме. Соответственно, Париж не будет поддерживать заключение мира между Арменией и Азербайджаном.
— И поэтому Франция активно накачивает Армению оружием?
— Полагаю, это укладывается в логику противостояния Франции и России в зонах влияния последней. Россия прилично притеснила Францию в Африке, поэтому Париж пытается сделать какую-то ответную пакость Москве на Южном Кавказе. Что станет с Арменией после всего этого, французов волнует в последнюю очередь. Так что накачка Армении французским оружием - очень скверная история для Еревана, поскольку Париж заинтересован в длительной дестабилизации региона, последствия которой для армян могут быть довольно печальными.
— В среднесрочной перспективе решится ли Армения окончательно порвать с Россией и развернуться на Запад?
— Я вижу это крайне маловероятным. Во-первых, потому что Запад исключительно заинтересован в дестабилизации на Южном Кавказе, а не в долгосрочном урегулировании. Во-вторых, Запад далеко, а Армения находится в транспортно-логистической полуизоляции. Собственно изменение ситуации в Грузии может четко показать, есть ли у Армении какие-то слабые шансы на западную ориентацию. Если прозападные силы в Грузии потерпят окончательное поражение, то у Армении не останется никаких шансов для разворота на Запад.
— В таком случае, как будут в дальнейшем развиваться армяно-российские отношения?
— Скорее всего, они будут носить вялотекущий характер. Во всяком случае, пока в Армении у власти находятся прозападные политики, а Франция, что называется, мутит воду, никакого прогресса в армяно-российских отношениях не предвидится.