Новая формула мира на Южном Кавказе Экспертные мнения на Caliber.Az
Итак, в результате работ по делимитации была определена линия границы с Арменией протяженностью 12,7 км и было обеспечило возвращение Азербайджану территорий четырех сел Газахского района: Баганис Айрым, Ашагы Аскипара, Хейрымлы и Гызылгаджилы (6,5 км2). 24 мая без единого выстрела под контроль Государственной пограничной службы Азербайджана перешли территории указанных сел.
А как восприняли успех Баку в возвращении своих сел в других странах? С этим вопросом журналист Caliber.Az обратился к зарубежным политологам.
Так, по мнению израильского журналиста и публициста, главы комиссии по международным связям Союза журналистов Израиля Ростислава Гольцмана, возвращение азербайджанских сел Арменией, конечно же, очень радостное событие и позволяет сделать вывод, что Ереван возвращается уже в европейскую, а не во французскую орбиту. А это совсем не одно и то же. Поскольку один из принципов сотрудничества ЕС — это «ноль проблем с соседями». И Армении надо учитывать эти правила в реалии.
«Рад, что Армения начала осознавать, что лучше договариваться с Баку по-хорошему. А Баку между тем, выстраивая свою стратегию, уже отлично понимал, что самый верный способ — полагаться только на себя, на прямой диалог двух сторон, без всяких доброхотов и посредников, усилия которых на деле могут завести переговоры в совершенно другую сторону. В этом контексте хочется вспомнить похожий опыт Израиля в освобождении Негева в 1949 году, где сразу после освобождения в дело вмешались международные посредники, которые, совершенно забыв о том, что до этого Негев был оккупирован Египтом, начали махать руками и требовать вывести войска, обещая, что статус этих территорий будет решен в ходе переговоров и международного посредничества. На что Израиль твердо ответил, что не верит таким «независимым» посредникам, которых совершенно не задевает оккупация израильских земель, а вот когда Израиль начинает свои земли освобождать, почему-то надо решать эти вопросы в рамках переговоров. Тогдашний премьер Бен-Гурион доходчиво объяснил, что Израиль свои земли уже освободил и обойдется дальше без международных посредников. А можно вспомнить и пример боснийцев, которые, пока сами не пошли в атаку, пока не установили очевидность своего присутствия на местности, ничего в рамках переговорного процесса почему-то не решалось», — напомнил политолог.
Ну и, конечно, по его словам, это важный триумф долгой кропотливой дипломатической работы Азербайджана, который максимально корректно, но оказывая необходимое давление, продолжал воздействовать на Ереван, пробивая его упорство продуманными доводами.
«Ильхам Алиев последователен и ответственен в своих заявлениях и неизменно демонстрирует одно — Азербайджан обязательно доводит начатое до конца, до победной реализации. Возвращение азербайджанских сел доказывает, что Баку выступает исключительно за мир в регионе, построенный без агрессии и насилия, в результате доброй воли обеих сторон», — подчеркнул Ростислав Гольцман.
В то же время, кандидат политических наук, казахстанский политолог Шарип Ишмухамедов в первую очередь поздравил азербайджанский народ и президента Ильхама Алиева с блестящей бескровной дипломатической победой.
«Это результат не одного года, а, пожалуй, всех тридцати лет, методов проб и ошибок, эволюции военной и политической стратегии Азербайджана. Баку продемонстрировал, что такой подход не только возможен, но и крайне результативен, он задает высокую планку для решения других спорных вопросов такого рода между государствами как в региональном, так и в глобальном международном масштабе. В этом смысле это и важный триумф политической стратегии Ильхама Алиева, который всегда действует в сложных вопросах с повесткой мира, а не войны и силовых методов.
Возвращением сел Газаха Баку переформатировал армянскую недоговороспособность. Хочется верить, что весь Кавказ станет регионом мира, консенсуса и проницательных дипломатических решений, а не горячей точкой на карте. Как минимум, Азербайджан показал, что такая формула достижима, разочаровав при этом сильно тех, кто пытался дестабилизировать процесс прямых переговоров между Баку и Ереваном, вмешиваясь в него, внося дисбаланс, поскольку преследовал исключительно свои интересы. Такие амбициозные интересанты, как Франция и другие западные игроки, оказались совсем не у дел, более того — вход всех внешних доброжелателей с деструктивной повесткой на Южный Кавказ теперь точно заказан», — резюмировал Ш. Ишмухамедов.