Пашинян на императорском троне? Москва и Ереван калибруют обстановку
В последние дни в повестке российско-армянских отношений всплыл вопрос участия Армении в планируемых в ближайшее время мероприятиях в рамках ЕАЭС, ОДКБ и СНГ. Так, стало известно, что председательствующая в ЕАЭС Армения попросила провести саммит организации 25 декабря не в Ереване, как планировалось по протоколу, а в Санкт-Петербурге. Просьба армянской стороны была удовлетворена (об этом на брифинге объявил помощник президента РФ Юрий Ушаков), и ровно через месяц мы будем лицезреть Пашиняна восседающим в председательском кресле, не исключено, что в каком-нибудь дворце и зале, где когда-то проводили совещания Екатерина II, Александр I или Николай II.
Однако не всех в Армении воодушевила подобная перспектива. Воспользовавшись ситуацией, не преминул заявить о себе кочаряновский блок «Армения». «Уже второй саммит ЕАЭС не проходит в Армении в то время, когда она является председателем в этом году. Это проблема для репутации нашей страны», — заявил на брифинге представитель блока Артур Хачатрян. И здесь оппозиционер явно переусердствовал в своей лояльности России. Москва совершенно спокойно смотрит на капризы Еревана в этом вопросе. И действительно, зачем раздражать прозападную часть электората ради такой мелочи? Место проведения саммита большой роли не играет, и Россия достаточно зрелая держава, чтобы не быть падкой на такого рода дешевый символизм. Для нее гораздо важнее сам факт участия Армении.
Однако, если Армения по вполне меркантильным причинам (торговый оборот с Россией только в первом полугодии этого года вырос в два с половиной раза) никак не может манкировать собраниями экономического характера, то в вопросе участия во встречах в рамках ОДКБ вынуждена быть более категоричной. Так, стало известно, что Армения не примет участия в саммите ОДКБ в Астане 28 ноября.
Неправильно списывать такое поведение только на прозападный крен Пашиняна (хотя и это имеет место). Дело тут скорее, опять-таки, в нежелании возбуждать прозападный электорат, процент которого в Армении стабильно растет. Не секрет, что в Армении в принципе имеется раздражение этим военно-политическим блоком в силу того, что тот, дескать, не защитил страну в войне с Азербайджаном. И здесь уже не важно, что само ожидание было не вполне адекватным. Важно то, что любое ассоциирование Армении с этой структурой вызывает в этой стране негодование, а значит, может понизить рейтинг действующего премьера, который и так уже далек от парения в облаках.
Москва в этом вопросе также проявляет чуткость. Еще из заявлений Юрия Ушакова на брифинге: «Россия с уважением относится к самостоятельному курсу Армении, приостановившей деятельное участие в ОДКБ. Однако Ереван сохраняет членство в организации и все соответствующие права и обязанности, для него открыты двери всех мероприятий ОДКБ. Надеемся, армянские представители рано или поздно возобновят свое сотрудничество в рамках организации».
Вместе с тем упомянутый выше Артур Хачатрян и не думает униматься. «Членство в ОДКБ — это не курица в морозилке, которую можно заморозить, а потом разморозить», — заявил он. В данном случае пророссийский армянин поспешил показаться большим русским, чем сами русские, поскольку, как мы и отметили выше, Кремль вполне спокойно отнесся к заморозке участия Армении в ОДКБ. Это не удивительно, во-первых, по уже указанной выше причине — самой Москве гораздо выгоднее иметь дело с условно «многовекторным» Пашиняном, нежели с откровенно прозападными силами. А во-вторых, и это главное, военное присутствие России в Армении обеспечивается не ОДКБ, а двусторонними соглашениями, в том числе и о деятельности российской военной базы в Гюмри. Таким образом, ассоциация с замораживаемой и размораживаемой курицей на самом деле более-менее точно описывает суть отношений Армении с ОДКБ.
В этом контексте гораздо большего внимания заслуживает новость о том, что «в связи с неотложными рабочими вопросами глава СВР Армении Кристинне Григорян не принимала участия в состоявшемся вчера в Москве заседании Совещания руководителей органов безопасности и разведслужб стран-участниц СНГ», — сообщило ведомство армянским СМИ, добавив, что в заседании принял участие представитель службы, не назвав его имени.
Вот это уже действительно более серьезный звоночек. Курирующий вопросы безопасности в Армении Армен Григорян считается прямым и бескомпромиссным ставленником Запада, что и проявляется в игнорировании им и подведомственных ему структур мероприятий и процессов в рамках СНГ.
В итоге имеем следующее. Армения в экономическом отношении сильно привязана к России, а вот в вопросах безопасности западный спрут все сильнее и сильнее стягивает страну своими щупальцами. К чему приведет эта явная асимметрия? И главное — когда? Вот, пожалуй, основные вопросы, вытекающие из нынешней ситуации.