Пашинян уходит на Запад: театральные жесты и лукавая риторика Аналитика Сергея Богдана
На этой неделе в Ереване было объявлено о «стратегическом партнерстве» с США. Правда, материального наполнения этот формат пока не получил, и выглядит все это как оппортунистический ход команды Байдена в борьбе за поддержку американских армян на выборах. Пашинян не уверен в ценности этого подарка, а потому осторожно выбирает, чем расплатиться за него. В тысячный раз поклявшись выйти из ОДКБ, он сказал, что сделает это когда-нибудь потом. Наверное, когда Запад даст что-то более серьезное? А пока армянский премьер пообещал в ОДКБ не возвращаться, но и выходить не торопится.
Такая несуразная риторика отражает шаткость позиций Пашиняна. Коллективному Западу не до Армении, его страны охвачены внутриполитическими кризисами. На этой неделе к ним прибавилась ситуация во Франции, на которую ереванские элиты возлагали основные надежды. Пашиняну пока придется держаться самому, а между тем его политика вот-вот лишит армян остатков иранской поддержки, которая спасала их в прошлом. В этой ситуации у армянского лидера срабатывает инстинкт самосохранения, и он, явно желая ударить Москву, бьет всего лишь по Минску.
«Стратегическое сотрудничество» в рамках предвыборной кампании
Во вторник было громко заявлено о повышении отношений Армении и США до уровня стратегического партнерства. О таком шаге было объявлено во время визита в Ереван заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймса О’Брайена. Ряд деталей заставляет настороженно отнестись к этому «стратегическому партнерству».
Во-первых, сделано это было неожиданно по результатам встречи министра иностранных дел Армении и не самого высокого американского дипломата. Такие громкие шаги обычно и оформляются надлежащим образом, людьми рангом повыше. Во-вторых, США обязались поддерживать «реформы» в Армении в экономической и военной сферах. Но при этом посланец из Вашингтона лишь повторил, что на апрельской встрече в Брюсселе США обещали направить на развитие сфер госуправления и экономики Армении аж $65 млн! Больше ни цента обещано не было.
Выглядит это «стратегическое партнерство» как бледное подобие отношений США с другими странами в таком формате. Армении предложили бутафорский вариант, и сделала это администрация Байдена с прозаичными целями. В яростной борьбе с оппозицией во главе с Трампом Байден надеется привлечь на свою сторону армянскую диаспору США, которая должна подбросить ему денег и голосов.
Но для Пашиняна даже такая бутафория очень кстати. Он явно нервничает по поводу майдана, который ему пытаются устроить оппозиционеры (с хорошими связями в Москве), а потому в среду разрешил силовикам разогнать даже ту жидкую толпу, которая все еще протестовала. В результате дошло до увечий, причиненных полицейскими гранатами, — власти оправдывались, дескать, руку же не совсем оторвало, а так, большинство пальцев ампутировало... В общем, Пашинян явно боится, как бы чего не вышло, ведь оппозиция, размахивая кровавыми кадрами, может попробовать задействовать не только свои российские, но и западные связи...
Шаткость позиции армянского руководства видна по его поведению. В среду оппозиционный депутат едко спросил армянского премьера, отчего же правительство критикует ОДКБ, но из организации не выходит? Пашинян выпалил комичную тираду: «Выйдем. Мы решим, когда выйти. А вы что думаете? Какой следующий шаг? Вы думаете, что вернемся назад? Нет, другого пути нет. Не беспокойтесь, назад не вернемся». Такое поведение Пашиняна наводит на мысли о том, что армянский лидер хотел бы выйти, но боится. А потому пытается подтолкнуть все более вызывающими эскападами остальные страны-члены ОДКБ к исключению Армении. В феврале Пашинян заявил о «замораживании» членства Армении в ОДКБ, в начале мая Ереван отказался участвовать в финансировании организации.
Пашинян бьет по Беларуси, не решаясь ударить по России
Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян в свое время рассказывал, что хотя его правительство и начало диверсифицировать отношения в области экономики, политики и безопасности, но Запад-де не требовал и не требует разрыва с Москвой. Это выглядело неправдой уже тогда, ведь Запад четко заявлял: «Кто не с нами, тот против нас». И новости этой недели вновь указывают на то, что помощь Запада обставлена условиями - разрыва с Москвой.
Так, в ходе визита американского дипломата в Ереван во вторник Армения подписала с США соглашение о сотрудничестве таможенных органов. Официально было объявлено, что это оживит армяно-американскую торговлю, которая действительно росла в последние годы. В 2021 году ее объем составлял $207 млн, в 2022-м - $465 млн, а в 2023 году уже $670 млн. Правда, эта динамика была связана в значительной степени с восстановлением после пандемии.
В любом случае, новое соглашение будет служить и другой цели — закрыть для России пути закупок и выхода на внешние рынки через Армению. Интересно, что в тот же вторник стали известны новые планы Министерства финансов США перерезать пути обхода санкционных ограничений против РФ, в т. ч. через расширение перечня российских компаний из указа о вторичных санкциях, чтобы заставить финансовые организации третьих стран отказаться от работы с ними. Соглашение с Арменией выглядит как звено той же цепи.
А как Пашинян собирается за счет США компенсировать потерю многократно возросшей в военные годы торговли с РФ, если в прошлом году она составила $7,3 млрд? Ему, впрочем, и самому понятно, что Запад не торопится предложить достойную замену тому, что армяне имели от России. А потому он не торопится окончательно рвать с Москвой. Но от Пашиняна требуют подкрепить его слова о намерении идти «на Запад» делами, и он решил устроить скандал для начала с руководством Беларуси - его ведь Запад тоже не терпит.
В четверг Ереван отозвал из Минска своего посла, а армянский премьер поклялся, что пока президент Лукашенко остается у власти ни один армянский представитель в Беларусь не приедет. Далее он пригрозил, что Армения останется в ОДКБ лишь, если Беларусь оттуда уйдет или Лукашенко извинится. За что Лукашенко должен извиниться — не совсем понятно, но, судя по всему, за то, что в ходе своего майского визита в Азербайджан назвал войну за восстановление территориальной целостности страны освободительной.
Все это — наигранная театральная риторика Пашиняна. Лукашенко сказал это несколько недель назад, а вообще позиция белорусского руководства по армянскому сепаратизму была ясна как минимум с 2000-х — Минск поддерживал территориальную целостность Азербайджана. Обе страны активно развивали военное сотрудничество, о чем подробно рассказывали ведомственные пресс-релизы и государственные СМИ, а трансферы техники вносились в реестры ООН. Конечно, военное сотрудничество способствовало развитию азербайджанской (как и белорусской) армии, и в результате она разгромила армянские формирования в Карабахском регионе страны.
«Политико» в пятницу сделал попытку произвести сенсацию в поддержку заявлений Пашиняна. Издание провозгласило, что у него есть документы, которые подтверждают правоту Пашиняна относительно белорусского сотрудничества с Азербайджаном. Выглядело это попыткой выставить читателей идиотами — ведь любой интернет-поиск выдаст гору старой информации об этом более чем двадцатилетнем сотрудничестве. В любом случае сотрудничество с Азербайджаном не может быть предметом для критики в силу его соответствия международному праву. А с точки зрения ОДКБ, в которую входит Беларусь, Карабах всегда был азербайджанским, а на недемаркированные границы Армении гарантии военной помощи в рамках ОДКБ не распространялись.
В общем поддержка пашиняновской позиции со стороны «Политико» как рупора глобального либерального истеблишмента вновь наводит на мысли о том, что все дело не в раздражении Пашиняна конкретной и давней позицией Лукашенко, а в том, что ему надо было срочно подать еще один знак коллективному Западу «я готов уйти от Москвы». Пашинян выбрал для этого громкий, но в политическом плане минимальный шаг — набросившись на Лукашенко. В то же время это и пробный шар, прежде чем повторить нечто подобное в отношении Кремля.
«Шесть хромых уток» не помогут
И без того шаткое положение нынешнего армянского правительства усугубляется двумя новыми опасными для него моментами. Во-первых, нарастающим кризисом на коллективном Западе, в ЕС и Франции — всем становится не до Армении. Даже «Политико» намедни не скрывал ехидства по поводу встречи «Большой семерки» в Италии, назвав ее встречей шести «хромых уток» с итальянским премьер-министром Мелони.
Действительно, если взглянуть на коллективную фотографию девяти ведущих западных политиков «Большой семерки», то мы увидим на ней: двух никем не избранных евробюрократов (Ляйен и Мишеля, друг друга не терпящих), двух только что проигравших выборы лидеров (Франция и ФРГ) и еще одного точно проиграющего их вскоре (Англия), а также премьер-министра Канады с рекордно низким за полвека рейтингом и его коллегу из Японии с рейтингом в 26%! А еще на фотографии присутствует глава мировой сверхдержавы, которого органы юстиции решили не привлекать к ответственности в силу возрастного снижения ментальных способностей. То, что на главный саммит коллективного Запада собрались лидеры с сомнительными перспективами, заметили и дополнительно приглашенные на него лидеры других стран: Зеленский, которому деваться некуда, приехал, а саудовский наследный принц Мухаммед бен Салман отговорился организацией паломничества.
Но самым болезненным для Пашиняна является, естественно, ослабление Макрона. Тому после разгромных выборов в Европарламент пришлось объявлять национальные парламентские выборы, хотя они тоже ослабят его позиции: вопрос лишь, с каким счетом победит крайне правое «Национальное объединение» Ле Пэн. Безусловно, не только макроновская партия «Возрождение», но и некоторые другие политические силы во Франции склонны к сговорам с армянскими националистами, а потому и политический конец Макрона не будет концом французских интриг с реваншистами. Но в ближайшие, критически важные для Пашиняна месяцы — пока он переориентируется в западном направлении — он не сможет рассчитывать на реальную серьезную помощь из Парижа.
При этом из рук Пашиняна выпадает и еще одна важная карта — иранская. А ведь именно Иран в 1990-х спас Армению от коллапса, когда вследствие территориальных захватов она очутилась в изоляции и блокаде. Тогда именно через Иран армянское государство получало жизненно важные припасы, пока ситуация для Еревана не улучшилась. Конечно, сейчас ситуация изменилась, но и в последнее время Ереван продолжал попытки опереться на Тегеран в саботаже предложений Баку о восстановлении исторического единства региона и налаживании коммуникаций. В ход шли известные заклинания о мифической опасности некоего «пантюркизма», и нелепая риторика о необходимости для Еревана и Тегерана «совместно противостоять неоосманскому фашистскому чудовищу, а также идеологии либерального фашизма» (это реальная цитата армянского эксперта из кулуаров недавней конференции в Иране).
Попытки эти в последнее время особого успеха не имели по понятным причинам: в Тегеране раздражены даже не столько радикально прозападным курсом Пашиняна, сколько его попытками втянуть внешние мировые державы в дела региона. Дело не в идеологии, а в геополитике — иранцам не нравится перспектива западного военного присутствия на их границах.
Одним из результатов продолжения Пашиняном такого политического курса станет пересмотр Ираном своих отношений с Арменией. В результате Армения окажется зажатой не только с востока и запада Азербайджаном и Турцией, но и с юга — Ираном. Для выхода в мир ей останется лишь грузинский коридор, который мировые державы тоже активно расшатывают. Весь этот негатив перевешивает неопределенные перспективы западной помощи Армении на другой чаше весов.
Подводя итог, следует отметить, что в происходившей в последние пару месяцев стратегической переориентации Армении очень много театральных жестов и лукавой риторики. При этом стороны делали минимальные шаги в реальной политике. Но переориентация идет. Более того, видно, что Пашинян готов идти на Запад на абсолютно любых условиях. И это означает, что реальной нормализации он может предпочесть формальный мир и продолжение попыток переиграть результаты разгрома. У самой Армении ресурсов на это нет. Очевидно, что и западные страны не готовы серьезно вкладываться в Армению, а сейчас и подавно. И это чревато превращением Армении в еще более изолированную и обедневшую страну — которая в силу этой слабости будет еще более податливым оружием в руках авантюристичных внешних игроков и собственных реваншистов.