Политическое самоубийство «партии ослов» Обзор Шерешевского
Праймериз привели к выдвижению Трампа и Байдена. И для демократов это плохие новости.
У республиканца Трампа огромный антирейтинг — 57 процентов американцев не хотят видеть его президентом США. Одни считают его белым расистом, другие опасаются его некомпетентности и непредсказуемости, третьи рассуждают о диктаторских замашках (Трамп говорил, что ему нравится, что руководитель КНР Си Цзиньпин будет править пожизненно), наконец, четвертым не нравится его антиглобализм и протекционизм (Трамп является противником НАТО, а в экономике намерен многократно увеличить пошлины, сделав ставку на развитие местного производства). Решение республиканцев выдвинуть именно этого кандидата стало бы подарком для Демократической партии, но и у нее есть проблема. И у проблемы есть имя — Джо Байден, кандидат в президенты от демократов с антирейтингом 59 процентов.
Выборы в США превратились в битву антирейтингов и, более того, в состязание двух пожилых людей — 77-летнего Трампа и 82-летнего Байдена. Возраст Трампа тоже беспокоит избирателей, но, судя по данным соцопросов, меньше, поскольку Байден слишком часто заговаривается, например путая Мексику с Египтом или забывая, в какие годы он был вице-президентом США.
Социологические опросы показали, что в Америке есть большой запрос на состязание значительно более молодых кандидатов, имеющих опыт управления штатами. Такие люди есть у обеих партий, но их-то избирателям как раз и не предложили. Между тем сам факт состязания двух стариков в ведущей мировой сверхдержаве является прямым указанием на то, что система сломалась.
Сюда нужно прибавить последние данные социологических опросов Pew Research, согласно которым в мире падает доверие к институтам представительной демократии. В 24 странах мира 74% опрошенных утверждают, что выборным должностным лицам в их стране все равно, что думают простые избиратели. Причем наиболее негативное мнение о выборных должностных лицах сложилось в таких государствах, как Аргентина, Греция, Нигерия, Испания и США, где около 80% считают, что выборным политикам наплевать на обычных людей. Участники соцопросов предлагают разные решения — от прямой демократии (принятие решений собраниями, как в древних Афинах, или референдумами) до правления экспертов или власти сильного лидера. Возможно, здесь кроется часть ответа на вопрос о том, почему почти половину американцев (за Трампа готовы голосовать, по разным оценкам, около 45 процентов избирателей) не смущают его симпатии к диктатуре. Возможно, его сторонники просто не верят в то, что американская система выборов, в рамках которой люди раз в несколько лет голосуют за кандидатов в депутаты при отсутствии контроля регулярных собраний избирателей над их работой, является демократией.
Однако вернемся к Байдену. Почему у него такой жуткий антирейтинг? Главная причина была названа выше — возраст и опасения, что он не способен выполнять функции президента США. Но к этому фактору добавляется как минимум два других. Первый связан с социально-экономической политикой. В прошлом у Байдена был популярный конкурент внутри Демократической партии, Берни Сандерс. Он предлагал потратить 6 трлн долларов на специальный пакет модернизации. Предполагалось в течение нескольких лет направить эти средства на создание дешевой медицины для всех (чудовищная проблема Америки — отсутствие адекватной медицинской помощи, доступной населению) и на погашение выплат студенческих кредитов (миллионы учатся в частных университетах, набрали огромные суммы кредитов, чтобы закончить образование, и будут их выплачивать полжизни, если вообще смогут это сделать). Кроме того, Сандерс предлагал гигантские инвестиции в науку, транспорт и энергетику. Общая цель социал-демократа Берни Сандерса состояла в том, чтобы сделать американский капитализм чуть более эгалитарным, а также обеспечить экономический рывок за счет финансирования научно-технической модернизации страны — политика, напоминающая некоторые программы в КНР.
Байден заимствовал эту программу на прошлых выборах (правда, уменьшив пакет до 3,5 трлн долларов). Она позволила ему увеличить популярность, помогла одержать победу над Трампом в 2020 году. Но затем, после его победы, законопроект завис в Конгрессе, далее 3,5 трлн превратились в 1 трлн, отпущенный на развитие инфраструктуры. Пакет был принят в таком виде. Обман избирателей — именно то, в чем последние упрекают политиков, что возвращает нас к данным соцопросов. Вряд ли избиратели простили Байдену то, что он сделал. Любопытно, что в своем последнем обращении к Конгрессу он говорил не о своих планах модернизировать Америку, а о том, как плохи его оппоненты-республиканцы. Возможно, они плохи, но почему Байден думает, что избиратели простили ему то, что сделал он сам? Он прибегает сегодня к игре под названием «выбирайте меньшее зло», почему-то решив, что меньшим злом сочтут его самого. Он может заблуждаться.
Наконец, последняя причина падения рейтингов Байдена, о которой сегодня все больше говорят, — война на Ближнем Востоке. Значение указанного фактора растет, и он (в условиях битвы антирейтингов, когда избиратели будут решать, кто им наименее неприятен) может стать решающим. После того как 7 октября 2023 г. палестинская группировка ХАМАС, контролирующая сектор Газа, атаковала Израиль, убив 1200 израильтян (среди них были 300 военных и 900 гражданских) и взяв в заложники около 240 израильских граждан, Израиль ведет войну против Газы. Израильские войска штурмуют Газу уже пять месяцев, в секторе огромные разрушения. По данным Минздрава Газы, число убитых достигает 30 тыс. (из 2,3 млн жителей), и большинство из них, вероятно, гражданские. Хотя Байден ранее выразил сомнение в этих цифрах, в прошлом международные независимые организации подтверждали данные палестинского Минздрава по жертвам израильских обстрелов сектора. Министр обороны США Ллойд Остин недавно назвал цифру 25 тыс. Около 1,5 млн палестинцев нашли убежище в городе Рафах на границе с Египтом. Туда же были отведены уцелевшие бригады ХАМАС — палестинской организации, которая ведет войну с Израилем. Руководство Израиля говорит о своем намерении закончить войну штурмом Рафаха, что может привести к еще более высоким потерям.
Администрация Байдена заняла двойственную позицию. Она поддерживает Израиль в войне с ХАМАС и передает ему оружие, но она также выступает против штурма Рафаха. Однако поддержка действий Израиля, пусть и не всех, особенно опасна сегодня для Байдена. Дело в том, что значительную часть избирателей Демократической партии составляют американцы с левыми взглядами, а также мусульмане и многие живущие в США арабы. Это три очень разные, хотя и частично пересекающиеся социальные группы, но политика Израиля и война в Газе сегодня сплотили их. Бастионами левых (так в США в наши дни называют сторонников социального государства, а также сторонников привилегий для национальных меньшинств) являются университеты. Значительная часть преподавателей и студентов выступают с антисионистскими лозунгами и являются участниками пропалестинских демонстраций. Американские мусульмане и арабы до сих пор голосовали очень по-разному и критически относились к левым из-за т. н. «гендерной повестки» и странных сексуальных предпочтений американских леваков. В то же время многие мусульмане и арабы поддерживали демократов, опасаясь белого расизма республиканцев, впрочем, далеко не все. Но сегодня события в Газе в какой-то мере сплотили их всех, а также сформировали своеобразную избирательную коалицию этих людей с левыми. Среди антиизраильски настроенных леваков, симпатизирующих т. н. прогрессистскому крылу Демократической партии, а также среди арабов и мусульманских общин растет неприятие политики Байдена. Появляются инициативы, которые призывают бойкотировать выборы или не голосовать за Байдена из-за его произраильской позиции.
Женив Абдо, исследовательница из Вашингтонского института стран Арабского залива, придает большое значение этому обстоятельству: «Важным эффектом изменения арабского общественного мнения по поводу событий на Ближнем Востоке является его влияние внутри США. Американские мусульмане и арабы сейчас, пожалуй, как никогда готовы выступить против политики США и лично Байдена. Более того, сейчас в социальных сетях раздаются призывы не голосовать на президентских выборах 2024 года и не оказывать никакой поддержки кандидату, который одобряет продолжение израильского насилия в Газе, что может оказаться губительным для Байдена. Мусульмане и арабы голосуют за демократов со значительным перевесом, причем в таких штатах, как Мичиган, который Байден с небольшим перевесом выиграл в 2020 г. и намерен выиграть в 2024 г.; бойкот может стоить ему выборов».
На выборах 2020 года демократам удалось создать избирательную коалицию из многочисленных меньшинств и, таким образом, одержать верх над Трампом. А вот теперь у них вряд ли это получится. У демократов все еще остаются несколько сильных карт. Они делают упор на то, что «Трамп — угроза демократии», и многие американцы с ними согласны. Также они используют тему абортов. Республиканцы резко критически высказываются о праве женщины на аборт и выступают за дополнительные ограничения в этой сфере, что противоречит настрою большинства американцев, в целом выступающих за право на аборт. И все же трудно отделаться от ощущения, что, поставив на Байдена, демократы решили совершить политическое самоубийство.