«Протесты в Ереване продолжатся, но не приведут к смене власти» Сергей Боровиков ответил Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с ведущим аналитиком Ассоциации приграничного сотрудничества, российским экспертом Сергеем Боровиковым.
- Сергей Евгеньевич, как вы считаете, будут ли подвижки в вопросе нормализации армяно-азербайджанских отношений после апрельской встречи Пашиняна и Путина в Москве?
- Есть взаимный интерес в вопросе нормализации армяно-азербайджанских отношений, но радикальных прорывов пока сложно ожидать. С продвижением этого процесса все сложно и Россия, как мне кажется, мало что может сделать.
- Разве устранение разногласий между Баку и Ереваном не в интересах России?
- Несомненно. В интересах России стабилизация ситуации и нормализация армяно-азербайджанских отношений, чтобы сохранить свое присутствие на Южном Кавказе как фактор сдерживания влияния Турции в регионе.
- Нормализация в первую очередь нужна самой Армении. Как вы оцениваете положение в этой стране на данный момент?
- Армения находится в крайне уязвимой позиции, транспортной изоляции, которая собственно Россию беспокоит настолько, насколько ей нужно как-то поддерживать там свою военную базу. Таким образом, в Армении ситуация гораздо хуже, ей необходимо снабжение продовольствием, особенно учитывая, что в ближайший год ожидается глобальный продовольственный кризис, ей нужен доступ к энергоресурсам, ей нужно продлить работу атомной станции, нужны нефть и газ, чтобы как-то поддерживать экономику, то есть ей много чего нужно.
- Протесты в Ереване, направленные против политики руководства Армении по Карабаху и в целом против переговоров с Баку, показывают, что там все еще не смирились с наступившими реалиями. Есть ли вероятность государственного переворота в Армении?
- Дело в том, что нестабильность в Армении сейчас принципиально задается внешними игроками, которым эта нестабильность крайне нужна, чтобы пытаться таким образом выдавить Россию из региона. В этом заинтересованы Англия и США. Протестные акции будут, но вряд ли это приведет к смене власти в Армении. Но скажем так: при активной внешней поддержке сместить власть возможно, но в данной ситуации это технически сложно. Поэтому внутренний конфликт будет искусственно разжигаться и поддерживаться. Но задача России на данном этапе, как мне представляется, удержать ситуацию, и не дать ей перерасти в серьезные дестабилизирующие процессы, в которых она не заинтересована.
- Как вы считаете, активизация посредничества Европы в армяно-азербайджанских переговорах показывает ее стремление перехватить инициативу у России, или все же Старый свет дейтсвительно пытается поставить точку в этом противостоянии?
- С моей точки зрения, Европа занимается совершенно не своим делом. Сейчас у нее куча своей головной боли, проблем внутренних и внешних. Ни в каком смысле Европа не способна решить ключевые проблемы Еревана, ни в вопросах безопасности, ни в военно-технической сфере, ни в снабжении энергетическими ресурсами путем продления ресурса атомной станции и снабжения ее топливом и прочее. Европа не может предоставить армянским товарам свой рынок сбыта, поскольку он закрыт протекционистскими мерами, а транспортно-логистическая связанность Армении с Европой оставляет желать лучшего. Европа не может снабдить Армению удобрениями, в которых сама испытывает жесткий дефицит. В этом смысле единственная практическая ценность этих переговоров заключается в попытке выдавить РФ и изолировать ее в политико-дипломатическом фронте по всей внешней границе. Я думаю, что эта политика будет неудачной, так как ничего разумного и содержательного на данный момент Европа показать не может. Но подогревается все это внешними игроками.
Полагаю, сейчас свои усилия резко активизирует Великобритания во внешнеполитической игре против России, и мы как-то традиционно вернемся к схеме большой войны Англии против России, как это было в 19-м и в начале 20-го века. Европа в данной ситуации самостоятельной политики не имеет и самоубийственно слушается американцев.
- Вы сказали, что скептически настроены по поводу подписания Баку и Ереваном мирного соглашения… И все же, почему?
- Да. По поводу подписания армяно-азербайджанского мирного соглашения я настроен скептически. Слишком много внешних игроков заинтересовано в поддержании очага нестабильности. Поэтому такой прочный долгосрочный мир на данный момент построить сложно и не понятно, как. К примеру, у России с Японией до сих пор нет мирного договора, и какие-то претензии по Курилам озвучиваются, но это не мешает относительно конструктивно сотрудничать и временами конфликтовать. То есть договор о мире не является строго обязательной процедурой.
- Может ли Армения вступить в Союзное государство РФ и Беларуси?
- Перспективы вступления Армении в Союзное государство РФ и Беларуси представляются мне в ближайшей пятилетке крайне сомнительными по общей внешнеполитической конфигурации. С одной стороны, к этому не готова Армения внутриполитически. Это неудобно и в плане логистики и транзита. Более того, такая схема прибавит проблем, нежели их решит. Это может быть рационально не ранее чем через 10-15 лет.
- Недавно проходила информация, что Россия приостановила поставки вооружения Армении. Так ли это?
- У меня нет конкретной информации по этому поводу. Но из общих соображений могу предположить, что все более или менее новое вооружение идет на спецоперацию в Украине. России не до Армении. А возить устаревший металлолом в Армению, с учетом сложности логистики, просто бессмысленно.