Тяжелые времена ЕС: пустые угрозы и торопливые попытки угодить Трампу Аналитика Сергея Богдана
Накануне победы Трампа видный либеральный политик и бывший председатель Евросовета Дональд Туск вдруг заговорил как комментаторы Russia Today, провозгласив конец эпохи американского доминирования в Европе. Вслед за ним председатель Европарламента Метсола потребовала создать военный союз ЕС «в дополнение» к НАТО, зависимому от американцев.
Впрочем, бросить вызов кому бы то ни было, и уж тем более США, Евросоюз вряд ли сможет. На это у него нет ни воли, ни сил — их выкачивает из Европы тот же Вашингтон. Против этого работает и стратегическая раскладка — ЕС своей идеологизированной политикой загнал себя в геополитический тупик, на выход из которого потребуются десятилетия. Контуры будущего миропорядка определят новые страны-лидеры, но ЕС вряд ли удастся принять в этом серьезное участие.
Хочет, но не может
Либеральный истеблишмент ЕС проиграл, пойдя ва-банк против Трампа и опомнившись слишком поздно, чтобы что-либо менять. Ни в Брюсселе, ни в основных европейских столицах не было запасных планов, что делать, если отчаянно поддерживаемая европейскими либералами Харрис проиграет. Осознав проигрыш, Туск пафосно написал в соцсетях: «Некоторые утверждают, что будущее Европы зависит от американских выборов, но в первую очередь оно зависит от нас. При условии, что Европа повзрослеет и поверит в свои силы».
Председатель Европарламента Роберта Метсола в интервью газете El Mundo повторила линию Туска, распространив ее на новую сферу — дескать, Евросоюзу надо подготовиться «ко всему, независимо от того, что произойдет [в США]», а более конкретно сказала «о создании, в частности, настоящего союза безопасности и обороны, союза, который дополнял бы НАТО». И это после строжайшего предупреждения со стороны НАТО в сторону пытающихся создавать военные союзы без американцев! Впрочем, о такой подготовке к «второму пришествию» Трампа речь уже заходила: председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен еще в июле после своего переназначения на должность объявила, что за свой второй срок превратит ЕС в военный союз.
Это потребует ужесточения линии ЕС в отношении Вашингтона, поскольку будет затронута самая важная — военная сфера, в которой США стараются сохранить за собой доминирующие позиции и не допустят усиления даже дружественных конкурентов. А между тем нынешняя верхушка ЕС неоднократно засвидетельствовала свою неспособность перечить американцам и в менее серьезных вопросах. Даже когда президент Байден принялся систематически переманивать европейский бизнес за океан через предоставление субсидий и преференций в рамках скандальных законов о противодействии инфляции и поддержке полупроводниковой индустрии (т.н. «Закон о чипах»), Брюссель не решился на логичные жесткие меры в ответ, а фактически капитулировал.
Результаты налицо — европейский бизнес который год уходит в Америку. Например, в октябре руководство германского «Сименса» заявило, что в последние годы уже почти не инвестирует в свою страну и не намерено делать этого сейчас — мол, экономически для него нецелесообразно. Куда уводит «Сименс» свой бизнес — секрет полишинеля, буквально на этой неделе он прикупил себе еще одну американскую фирму «Альтаир» за 10 млрд. долларов. Еще раз, речь не об экспансии германской фирмы в США, а о сокращении ее интересов в Европе и смещении деятельности за океан.
Брюссель не осмеливался спорить с президентом Байденом, слабым и вполне дружественным либеральным элитам Европы. Что же будет с гораздо более решительным Трампом на посту президента? Пару недель назад евросоюзовское руководство пригрозило ввести высокие пошлины на американский импорт в случае его прихода к власти — предполагая, что возвращение Трампа в Белый дом поставит крест на попытках договориться по торговым вопросам. Но пригрозило как-то робко — через «слив» в СМИ.
Будущее Европы традиционно хоронят на полях Восточной Европы
Предвестником грядущей очередной капитуляции ЕС перед Вашингтоном стала смена позиции французского президента Макрона. Он мгновенно отбил Трампу телеграмму с поздравлением и изъявил готовность работать сообща «ради большего мира и процветания», хотя сам ранее не скрывал своей оппозиции переизбранию Дональда.
А потом стало еще интереснее. То, что страны «Новой Европы», в частности балтийские республики, откликнутся на переизбрание американского президента очередными радикально проамериканскими заявлениями, начав их с объявления, сколько процентов ВВП (держащегося на субсидиях) они уже тратят на военные расходы (т. е. на изделия в основном американского ВПК), было ожидаемо. Но Макрон, не раз требовавший в последние годы «суверенной Европы», их переплюнул. Через пару часов после избрания Трампа президент Франции объявил: «Я только что говорил с канцлером ФРГ Олафом Шольцем. В этом новом контексте мы будем работать ради более единой, сильной и суверенной Европы, сотрудничая с США, защищая наши интересы и ценности».
Макрону наверняка помог его политический инстинкт, подсказав, что пора бежать с европейского либерального корабля. Положение понятно: кроме политической воли, у ЕС сейчас недостает сил и стратегических возможностей для уверенных шагов во внешней политике. Разрыв отношений с РФ был преодолен, но только на словах политиками, не сведущими в этих вопросах. Например, германский министр экономики и вице-канцлер Роберт Хабек (специалист по литературе немецкого романтизма, без управленческого опыта) бодро рассказывал перед камерами в Катаре, как заменить российские энергоносители катарскими. А спустя пару лет мы видим, как угасает легендарная химическая промышленность Германии! И дело даже не в том, что Россия незаменима как источник сырья, а в том, что реальные альтернативы — прежде всего каспийские и центральноазиатские — в ЕС серьезно не рассматривали.
Приход к власти профессиональных политических активистов поставил крест на возможности серьезной политики. Вдобавок их усилиями ЕС оказался сейчас на грани войны с Россией в ситуации, когда США отходят от этой грани! США еще при Байдене не скрывали намерений сбросить тему Украины и переключиться на противостояние Китаю. Финансирование перекладывается на ЕС, а за последние месяцы, наверное, раз десять американские официальные лица подчеркивали, что принимать Киев в НАТО в ближайшее время не намерены. Зато чиновники различных стран ЕС — от Польши до Франции — периодически говорят то о посылке в Украину военных, то о задействовании своих систем ПВО для защиты Украины. И день выборов Трампа был ознаменован другим показательным событием — распадом правящей коалиции в Германии, причем по вопросу о наращивании поддержки украинского правительства: даже либеральная Свободная демократическая партия, в руках представителей которой находится портфель министерства финансов, воспротивилась выдаче миллиардов Киеву в ситуации, когда в бюджете ФРГ и так уже огромная дыра, а в экономике начинается рецессия. Дальнейшее вползание в противостояние с РФ ставит под угрозу и ФРГ, и ЕС.
Порой складывается впечатление, что подобно тому, как смерть сказочного Кащея была спрятана в яйце на далеком острове, судьба Европы завязана на пространства к востоку от ее границ. Обе мировые войны, бушевавшие на востоке континента, уничтожили все европейские империи и передали мировое владычество в руки США. Не в руки оппонентов этих империй, не России или СССР или еще кого-то подобного, а в руки союзной заокеанской империи.
Мистики в этом нет. Неспособность европейских держав обеспечить спокойное положение в регионе, соединяющем небольшой европейский отросток земли с огромными пространствами Евразии, закономерно сказывается на их перспективах. Теряются коммуникации, выходы на рынки, источники сырья. Сейчас это происходит в очередной раз, но по знакомой модели.
Советское проклятие
Это заметно даже по макроэкономическим показателям — хотя данные по ВВП искажают ситуацию в реальном секторе. На прошлой неделе Евростат гордо объявил о снижении разрыва в экономическом росте между ЕС и США. До всего лишь трехкратного. В третьем квартале экономика США выросла на 2,8%, а экономика ЕС — на 0,9%. В предыдущем квартале были схожие показатели — 3% и 0,6% соответственно. Реальный сектор в ЕС вообще не растет — это видно по самой развитой его стране, Германии, где он наиболее заметен. Даже по официальным оценкам, по результатам года ВВП ФРГ сократится на 0,2%. Берлин списывает все на усиление торговых споров ЕС и КНР, не признавать же, что без дешевых ресурсов из РФ прибыльность германской экономики падает?!
Впрочем, темпы экономического роста и другие показатели США (например, гигантская задолженность) также выглядят блёкло по сравнению с показателями Китая — даже по западным оценкам в этом году экономический рост КНР (4,8%) едва ли не вдвое превысит американские показатели (2,8%, по западным оптимистичным оценкам). Дело в том, что в отличие от реально перестроившего свою экономику на новый технологический уклад Китая, Европа (да и США) просто наблюдала за тем, как производственные мощности уходили в другие страны. Вместо интенсивного развития за счет строительства новой индустрии и экономики вообще, «коллективный Запад» поддался соблазну экстенсивного роста — коллапс СССР и Восточного блока позволял наживаться за счет передела ресурсов и рынков без создания качественно новых производств. Запад пострадал, таким образом, от «советского проклятия» — набросившись на легкую добычу после победы в Холодной войне, он упустил шанс выстроить настоящее будущее.
На данный момент в экономическом плане США «доедают» Западную Европу — переманивая ее передовые производства и разработки к себе и заставляя перейти на более дорогие энергоносители из США, но этот процесс не бесконечен. Он смягчается благодаря тому, что сама Западная Европа экономически «доедает» Восточную, из которой выкачаны существенные людские ресурсы и сведена к минимуму индустрия. Яркой иллюстрацией процесса стало октябрьское выступление президента Зеленского, в котором он рассказал, что предлагает Западу эксклюзивный доступ к украинским полезным ископаемым, чтобы до них не добрались Россия и Китай. Помимо общего предложения, подчеркнул Зеленский, есть и «секретное приложение», доступное «определенным партнерам». Иными словами, обсуждается передача западным союзникам недр в обмен на помощь в войне. Впрочем, ЕС такая сделка особо не поможет ввиду отсутствия у него средств для реализации первой фазы этого обмена — помощи в разгроме российских войск, без которой вторая фаза — овладение украинскими недрами — невозможна.
Подведем итог. Какова бы ни была траектория дальнейшего мирового развития — за исключением, увы, вероятного варианта ядерной войны на уничтожение человечества, — кое-какие тенденции уже можно отметить. Прежде всего, неотвратимость ослабления глобального Запада, причем в первую очередь увядает ЕС и его вооруженный двойник — европейский компонент НАТО. Это отнюдь не означает его исчезновения, тотального отказа от западной культуры, науки и технологий или даже просто английского языка. Страны Запада останутся на мировой арене, а их культурные достижения станут основой для дальнейшего развития человеческой цивилизации. Например, после упадка Древней Греции и империи Александра Македонского древнегреческая культура еще долго существовала на пространствах от Афганистана до Ливии. После падения Римской империи все пришедшие ей на смену государства по максимуму сохраняли ее наследие, а латынь продержалась до XIX века. Новый мир будет выстроен Китаем и прочими незападными странами также с сохранением огромного массива европейской культуры, науки и технологий, но это все равно будет уже иной мир.
Чтобы ни случилось — контуры мира будут определять новые страны, в основном не связанные с «коллективным Западом». У Евросоюза практически нет шансов сыграть заметную роль в этом деле. У США ситуация лучше, особенно если они не станут в жесткую оппозицию меняющемуся миру, а попытаются встроиться в него. Трансформация мирового баланса сил в этом направлении заметна уже давно. Чтобы ее увидеть, достаточно критически анализировать положение дел, на что, увы, неспособны многие идеологизированные сторонники европейской и евроатлантической интеграции в незападных странах. Примером является та же Армения, премьер которой до последнего момента демонстрировал поддержку антитрамповской позиции своих либеральных европейских союзников. А затем армянские националисты начали объяснять, что раз уж Пашинян оплошал, то французский президент Макрон все уладит для армян, ведь у него якобы хорошие отношения с Трампом…