Время повременить с доверием «Неудобная правда» Самита Алиева
Я не раз подчеркивал необходимость изучения литературы, и вообще, культуры противника. Для чего это нужно? Интерес тут вполне прагматический, поскольку культурная элита очень часто проговаривается, говоря чуть больше, чем сама хотела бы. Это позволяет не просто увидеть картину целиком, это помогает понять, о чем они думают, чего хотят, и очень часто – что они замышляют и что планируют. Если ты хочешь поймать своего врага – ты должен научиться думать так, как думает он, и знание культуры врага – в этом деле очень хорошее подспорье.
Так вот, на днях я закончил читать роман Арена Ваняна «Демонтаж». Интересная книга, она, безусловно проармянская, но как я и сказал ранее – писатель всегда проговаривается. Хороши описания Иревана 90-х, жалобы на блокаду, и ура-патриотический, доходящий до шовинизма, с позволения сказать, душевный подъем, мы, мол памятник Ленину уже снесли, теперь дело за малым – забрать Карабах, а там и до «восстановления великой Армении» – рукой подать. А то, что «миацум» сопровождается нехваткой продуктов и необходимостью топить печки деревянными дверями, а также пустить под топор парки - холодно же, так на фоне торжества национальной идеи – это все мелочи, которые не заслуживают никакого внимания. Издержки, с которыми армянский народ смирится.
Но с течением времени идеалы начинают рушиться, а миф о «великой Армении» оказывается прекрасной почвой для взяточников и бандитов. Красиво выписана одна из главных героинь, Седа. Она читает лекцию о Киликийской Армении, и видит четкие параллели с сегодняшним днем: ура-патриоты и тогда, в 20-е годы 20-го века, вместо того чтобы обустраивать ту землю, на которой живут сейчас, предпочитают призывать людей пожертвовать всем, что у них есть, включая жизни молодого поколения, ради эфемерного возвращения каких-то территорий, которыми армяне якобы владели в прошлом. Другой женский персонаж, Нина, совершенно замечателен своими рассуждениями о том, почему яблоко сорвала именно Ева, а не Адам.
Там есть еще один герой, профессор, этот профессор, ну что этот профессор. Процитирую: «Профессора раздражали разговоры о том, что вся мировая история будто бы крутится вокруг Армении. Он все чаще испытывал стыд, становясь свидетелем таких разговоров. Это были речи проигравших. Мы гордимся Туманяном, но не все представляют, какой талант Туманян похоронил ради них».
Речи проигравших – и очень показательно, что книга заканчивается сценой расстрела армянского парламента 27-го октября 1999-го года. Умные армяне уже тогда понимали многое. По большому счету, любой писатель – всего лишь микрофон, его дело маленькое, написал – и в кусты, читать, осознавать, вчитываться и понимать – это дело читателя. Делать выводы – это удел общества. А что до самой книги - она, безусловно, хороша, написана очень сочным и живым языком, я не ударяюсь в армянофилию, повторяю, чтобы побеждать – нужно знать, и эта книга может оказать нам в этом деле определенное содействие. Автор не сочувствует убитым и изгнанным со своей земли азербайджанцам. Но автор понимает, что в 90-е армянский народ принес в жертву прошлому свое будущее и будущее своих детей. Мне на секунду показалось, что основной мыслью книги является «Мы сами обрекли себя на эти страдания, которые так ни к чему и не привели. Великой Армении мы не получили, Карабах – не наш, а Армения – в тупике».
Автор – московский армянин, сейчас живет между Иреваном и Дрезденом. Он видит и понимает многое, кое-о чем он невольно проговаривается, но молчит он об еще большем. Автор, безусловно, интеллектуал, и принадлежит к той категории людей, которых я называю «эмоциональными рационалистами». А потому он намного опаснее, чем все крикливые дашнаки и организации армянских крестоносцев, вместе взятые. К таким людям стоило бы присмотреться. Эмоциональные рационалисты тем и страшны, что там, где нужно – они рациональны, а там, где можно и даже необходимо – дают волю эмоциям. Означает ли это, что часть армянских интеллектуалов начинает осознавать, что ориентация на мифы – это тупиковый путь хотя бы потому, что мифы требуют все новых и новых жертвоприношений? Понимают ли они, что интеллектуальное самоудовлетворение на иллюзии о великом прошлом обычно приводит к импотенции и именно в тот момент, когда нужно строить день сегодняшний? Осознают ли они, что плата за территориальные претензии к соседям – это разрушенный Дрезден и взятый рейхстаг?
Знаете, очень хотелось бы верить, но вот тут я повременю. Лично меня очень часто вывозила моя недоверчивость и отсутствие восторженности…
Кстати, вот и доказательства подоспели. Армянские ТГ-каналы сообщают, что с сегодняшнего дня на городской рынок Ханкенди будет выпущен дополнительный объем мясной продукции. А как же так? Откуда? Ведь не было же никакого мяса, кроме голодных обмороков. Или было, но было спрятано? Или кто-то зарезал верхушку сепаратистов? Или после того, как не получилось в ООН, эти кто-то решили вытащить припрятанное, поняв, что в сальные физиономии голодающих на фоне тортов никто не поверит? Нельзя сказать, что с вами приятно иметь дело, но настроение вы иногда поднимаете. Вы в очередной раз опозорились на весь свет, причем без нашей помощи, «не было мяса – и вдруг оно появилось». Вы вообще уверены в своей адекватности? Покажите, пожалуйста, соответствующую справку. А кто её выдал? А у них вы точно такую же справку спросили? Ну так я и думал….