Япония и «азиатское НАТО»: амбиции и вызовы региональной безопасности Размышления Теймура Атаева
Согласно сообщениям ряда СМИ, Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии, возглавляемая новым премьер-министром страны Сигэру Исибой, готовится обсудить идею создания азиатского прообраза НАТО. Первым шагом к чему, возможно, станет образование внутри правящей партии новой структуры.
В целом, в таком развитии событий ничего удивительного нет, т. к. среди предвыборных лозунгов Исибы на первых местах фигурировали вопросы усиления обороноспособности Японии, укрепления системы коллективной безопасности в регионе и как раз создание регионального аналога НАТО. Последний аспект он отразил в своей нашумевшей сентябрьской статье, назвав «сегодняшнюю Украину завтрашней Азией». Как он выразился, «замена России Китаем, а Украины Тайванем, а также отсутствие коллективной системы самообороны, такой как НАТО в Азии», скорее всего, станет детонатором войн, т. к. отсутствуют «обязательства по взаимообороне». В свете чего «создание азиатской версии НАТО становится основополагающим для сдерживания Китая».
Актуализировав в этом контексте принятие «Законодательства о национальной безопасности», Исиба обратил внимание на факторы QUAD (США, Япония, Австралия и Индия) и AUKUS (Австралия, Великобритания, США), добавив к ним аспект сотрудничества в области безопасности между Вашингтоном, Токио и Сеулом, «приблизившего настоящий трехсторонний альянс». Сославшись же на «сформированный альянс между Россией и Северной Кореей», важнейшим направлением «азиатского варианта НАТО» он очертил «сдерживание ядерного альянса Китая, России и Северной Кореи», в том числе путем рассмотрения возможности «совместного с Америкой использования ядерного оружия или внедрения ядерного оружия в регион». Высказавшись за то, чтобы «японо-американский альянс стал равнозначным альянсу между Вашингтоном и Лондоном», Исиба актуализировал наличие у Токио «собственной военной стратегии», обеспечивающей конструирование «системы безопасности, должной защитить свою страну самостоятельно» при активном способствовании миру и стабильности стран Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) «на основе союза Японии и США».
В ракурсе отмеченного абсолютно не удивительно, что незадолго до своего избрания премьером Японии Исиба совершил визит на Тайвань. В свете чего на своей недавней встрече с японским премьером (в рамках саммита АТЭС в Лиме) председатель КНР Си Цзиньпин выразил надежду на «установление правильного понимания Токио направления китайско-японских отношений», включая такой «принципиальный вопрос, как Тайвань». Для чего необходимо «верное определение двусторонних отношений со стратегической и общей точек зрения». Высказался Си Цзиньпин об этом на фоне принятого в Перу совместного заявления США, Южной Кореи и Японии, «обязательным условием» обеспечения безопасности и экономического процветания в ИТР обрисовавших «поддержание мира и стабильности в зоне Тайваньского пролива путем мирного разрешения споров между двумя сторонами пролива».
Таким образом, даже из вышеприведенной информации отчетливо просматривается, что ситуация в ИТР, мягко говоря, неспокойна. Да, на своей первой пресс-конференции после избрания премьером Исиба подчеркнул, что не думает о реализации идеи азиатского НАТО только по причине возглавления им японского правительства, желая не более, чем «наличия активной дискуссии об этом среди людей, разделяющих мои мысли». Однако планы создания в рамках правящей в Японии партии специальной структуры по фактическому продвижению этого вопроса свидетельствуют о серьезном подходе к данному вопросу со стороны премьера страны, хотя ряд источников сослались на заявление министра ИД в правительстве Исибы - Такэси Ивая – назвавшего обсуждаемую тему «идеей для будущего», т. к. «на данный момент создание в Азии подобного НАТО альянса проблематично» и важнее сосредоточиться «на построении многоуровневой сети отношений со странами-единомышленниками и союзниками».
В этом отношении довольно интересно высказался помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниел Критенбринк, еще до становления Исибой лидером ЛДП заявивший, что на данном этапе «говорить о коллективной безопасности в регионе в озвученном главой партии формате еще рано, а тем более о более официальных институтах в этом направлении». Более значимым для ИТР Критенбринк определил «сосредоточенность на поддержание наличествующей архитектуры ареала с дальнейшим построением сети формальных и неформальных отношений». В ходе же состоявшейся телефонной беседы Исибы с Дональдом Трампом после победы последнего на президентских выборах в США стороны ограничились не более чем фиксацией «готовности к поднятию альянса Токио и Вашингтона на новую высоту».
Вместе с тем, в контексте обсуждаемой темы немалая часть японских экспертов обращает внимание на «отсутствие единства» внутри правящей партии, в частности фактор экс-премьера Таро Асо и его сторонников. Естественно, не сбрасывается со счетов и Народно-демократическая партия Японии (НДП), на последних выборах значительно увеличившая число мест в палате представителей. В аспекте чего отдельные аналитики так вообще не ожидают длительного срока премьерства Исибы, рекомендуя дождаться итогов предстоящих летом 2025 г. выборов в верхнюю палату советников.
Помимо этого, Исиба, как и более десяти членов японского правительства, находятся в санкционном списке России (с запрещением въезда на территорию РФ). Но аспект российско-японских взаимоотношений, конечно же, отдельная тема.