Эта же риторика звучит и по отношению к Азербайджану - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ГЕРМАНИИ
Известный немецкий политолог Александр Рар в своей недавней публикации отметил, что Европейский Союз утерял способность благоразумно вести внешнюю политику, и это связано с давлением со стороны Соединенных Штатов и также с непрофессионализмом отдельных евробюрократов.
Неразумное поведение Евросоюза и США проявляется в отношении Турции. Усиливаются санкции в отношении Турецкой Республики, звучат неприемлемые заявления лидеров и представителей ЕС, Франции и даже Италии. В Вашингтоне откровенно говорят о том, что готовы признать «геноцид армян», к этому, помимо американских законодателей и экспертов призвал мэр Лос-Анджелеса Эрик Гарсетти.
Анкара в ответ показывает, что Турция – это не «мальчик для битья». Caliber.Az попросил поделиться своим видением ситуации немецкого политолога Александра Рара.
- У вас нет ощущения, что Запад теряет Турцию, готов с ней расстаться, учитывая все недавние события и заявления?
- Думаю, что все наоборот. Анкара показывает Западу, что страна готова уйти, отказаться, прежде всего от Евросоюза. Турция меняется, Реджеп Тайип Эрдоган выстраивает новую региональную державу, которая не зависит от Запада.
Турецкий лидер готов дистанцироваться от НАТО, так как чувствует ситуацию. Реджеп Таийп Эрдоган – это уверенный лидер. Он понимает, что для Турции нахождение в предбаннике Евросоюза с 60-х годов прошлого века – это унижение. И сколько еще ждать пока Европейский Союз соблаговолит принять Турцию в члены ЕС?
Эта ситуация надоела и народу Турции, который уже не считает Евросоюз настолько привлекательным, чтобы бороться за вступление в эту структуру, а потом находиться под руководством Германии или Франции.
Я думаю, что президент Турции ставит сейчас вопрос ребром перед ЕС. Реджеп Тайип Эрдоган говорит, что готов наладить отношения с ЕС. Но нужен ответ на вопрос: «Вы нас принимаете? Если нет, то мы уходим».
А Брюссель до сих пор не готов дать «зеленый свет» Турции. ЕС хочет держать Турцию на расстоянии, как это было на протяжении многих десятилетий, «кормить обещаниями», призывая принимать либеральную систему и ценности. Эта же риторика, к слову, звучит и по отношению к Азербайджану.
Но если говорить о Турции, то эта тактика Евросоюза приходит к своему историческому концу. Сколько лет еще ждать? 20, 30? Но зачем? Европейский Союз уже сейчас не очень привлекателен для многих стран, а для Турции уж точно. Возникает другое направление – евразийское. Это Китай, Россия.
Но, в то же самое время, ЕС не хочет отпускать Анкару. В Евросоюзе боятся наплыва беженцев из Ближнего Востока. Если Реджеп Тайип Эрдоган откроет «врата в Европу», то можно говорить о потоке от двух до пяти миллионов человек. Это дестабилизирует Европу в течение нескольких недель. В ЕС это понимают, но включить Турцию в свой состав все равно не хотят. Брюссель хочет откупиться от угрозы мигрантов деньгами, но это слабая позиция.
- А есть и политика США в отношении Турции. Вашингтон продолжает использовать жесткую риторику в отношении Анкары, и, как считают некоторые эксперты, уже 24 апреля Белый дом может легализовать термин «геноцид армян», что станет дополнительным толчком для «разворота» Турции…
- Может и не сразу, но да, это повлияет и на отдаление Турции от НАТО. Запад, Европейский Союз этого не хотят и боятся сближения Анкары с Россией и в целом к условному блоку Китай-Россия. Но такой вариант вполне возможен. И в новой блоковой системе мирового порядка я ничего хорошего не вижу.
Наир Алиев