«Позиция Еревана вызывает у Москвы раздражение» Эксперт о целях визита Лаврова в Баку
Визит главы МИД России Сергея Лаврова в Баку начинается уже сегодня и обещает быть насыщенным - встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИД Джейхуном Байрамовым, участие в пленарном заседании Российско-азербайджанского экспертного совета (РАЭС) и др.
Одним из поводов для поездки С.Лаврова стало явное разлаживание отношений Москвы и Еревана, и судя по последним заявлениям российского МИД, градус его напряжения только нарастает. В то же время позиции Азербайджана и России в этом контексте во многом сближаются: и Баку, и Москва видят угрозу в пребывании на территории Армении явно не преследующей мирные интересы масштабной миссии Евросоюза. Официальный представитель МИД М.Захарова без обиняков заявила, что «гражданской» миссию ЕС назвать сложно и что основная ее задача - выдавить Россию с Южного Кавказа. Баку и Москва склонны видеть в этих попытках европейцев просочиться на Кавказ новую стратегию геополитического вмешательства.
Вместе с тем в Армении, похоже, весьма своеобразно отнеслись к визиту Лаврова в Баку: именно с этой поездкой, как отмечают многие азербайджанские эксперты, связаны интенсивные обстрелы нашей границы накануне его прибытия в страну. Видимо, таким образом армянская сторона хочет показать, что не все зависит только от Москвы.
Итак, насколько успешным станет визит С.Лаврова на фоне происходящего в регионе? О чем будут договариваться Баку и Москва?
Как отметил в беседе с Caliber.Az политолог, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко, который также примет участие в предстоящем пленарном заседании РАЭС в составе российской делегации, визит Лаврова в Азербайджан прежде всего является частью дипломатического диалога на высоком политическом уровне.
«Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов в конце 2022 года посетил Российскую Федерацию, и данный визит можно рассматривать как ответный. При этом я бы выделил два его ключевых аспекта: с одной стороны, Москва и Баку обсуждают региональные вопросы, касающиеся безопасности на Южном Кавказе и в более широком ближневосточном контексте. Но теперь добавляется новая тема: практическая имплементация коридора «Север-Юг» и последствия ужасного землетрясения в Турции для региональных отношений», - заявил С.Ткаченко.
Поэтому, по его словам, региональный аспект в переговорах будет однозначно касаться переговоров Армении и Азербайджана, перспектив мирного урегулирования, «в том числе обсуждение проблемы определения государственной границы и режима доступа из «материкового» Азербайджана в Нахчыван». И именно эти моменты составят «основной сюжет переговоров», но в целом, предполагает политолог, в содержание визита войдут вопросы двухсторонних отношений и более широкого регионального контекста.
«Я очень надеюсь на творческую и дружелюбную атмосферу, которая существует в азербайджано-российских отношениях как на высшем политическом уровне, между нашими президентами, так и на уровне министров иностранных дел. Уверен, что этот визит послужит развитию наших двухсторонних отношений», - сказал С.Ткаченко.
Что касается нынешних отношений Москвы и Еревана, то Россия, убежден эксперт, всегда с уважением относилась к многовекторной политике стран СНГ и считала ее одним из признаков суверенитета государств. Однако он не преминул подчеркнуть, что происходящее ныне в отношениях между Евросоюзом и Арменией Москве откровенно «не по душе».
«Именно потому, что здесь нет равноправного суверенного сотрудничества. Скорее речь идет о конъектурных попытках использовать ЕС как инструмент давления на Азербайджан и одновременно попытаться повлиять на Россию, ассоциировав Ереван с ЕС как с одним из самых острых и опасных для Москвы противников на международной арене сегодня. Думаю, что нынешнее дипломатическое похолодание между Россией и Арменией – это тренд, который будет сохраняться все время, пока не будет разрешен конфликт, пока не будет подписан мирный договор между Азербайджаном и Арменией. Россия, как и Азербайджан, прекрасно понимает, каким должен быть этот мирный договор и его условия, и то, что Армения так сильно затягивает имплементацию практически уже согласованных условий договора, вызывает в Москве непонимание и даже определенное раздражение», - резюмировал С. Ткаченко.