«Пакистан и Турция всецело поддерживают своего партнера, друга и брата – Азербайджан» Анкара и Исламабад на связи Caliber.Az
Большинство иранских аятолл не имеют права комментировать геостратегические вопросы. Поэтому к их заявлениям не следует относиться серьезно.
Об этом Caliber.Az заявил коммодор авиации ВВС Пакистана в отставке, бывший директор по эксплуатации ВВС, военный эксперт Кайзер Туфайл, комментируя оскорбительные высказывания имама-джума города Ардебиль аятоллы Сеида Хасана Амели.
«КСИР также является параллельным военным образованием, соперничающим за власть и влияние с регулярными вооруженными силами Ирана. Этих стражей лучше всего считать помехой, а не угрозой.
Возвращаясь к заявлению Амели, хочу сказать, что Азербайджан, Пакистан и Турция поддерживают прочное партнерство, и поэтому Иран чувствует себя изолированным в регионе. Тут его разочарование понятно. Но Азербайджану не стоит уделять слишком много внимания глупым заявлениям некоторых иранских аятолл, поскольку они не играют никакой роли. Пакистан и Турция всецело поддерживают своего партнера, друга и брата – Азербайджан и сделают все возможное для обеспечения стабильности в регионе», - сказал Кайзер Туфайл.
В свою очередь, пакистанский политолог, эксперт Центра глобальных и стратегических исследований, специалист по Южному Кавказу Махмуд уль-Хасан Хан отметил, что Тегеран поддерживал Армению в политическом, экономическом и финансовом плане.
- Во время совместных азербайджано-турецко-пакистанских военных учений «Три брата-2021» Иран вновь сосредоточил свои вооруженные силы на границах Азербайджана. Отмечу, что подобное со стороны Ирана происходит не впервые. В 2020 году Иран также проводил полномасштабные военные учения на границе с Азербайджаном и таким образом отвлек внимание Баку от развития и обеспечения безопасности недавно освобожденных районов и, к сожалению, помог Армении выиграть время.
Во время 44-дневной войны Иран не поддерживал Азербайджан, поскольку всегда был на стороне Армении.
Совсем недавно азербайджанские пограничники задержали двух иранских водителей грузовиков, незаконно перевозивших грузы в Карабах, в результате чего двусторонние отношения ухудшились.
Последние 30 лет Иран использовал незаконно оккупированные Арменией территории Азербайджана для контрабанды, отмывания денег, торговли людьми и наркотиками. Другими словами, оккупированные районы были площадкой для деятельности иранского черного рынка. Тегеран поддерживал Армению в политическом, экономическом и финансовом плане. Более того, военное сотрудничество Ирана с Арменией за последние годы лишь укрепилось. Иран использовал Армению для незаконной торговли оружием, наркотиками, людьми и, что не менее важно, для отмывания денег. Мягко говоря, контрабандисты с обеих сторон вступили в брак по расчету, и были вовлечены в экономический терроризм.
В связи с последними событиями азербайджанские пограничники должны проявлять бдительность и предотвращать любые поставки оружия, контрабанды или финансовых средств в Армению. Более того, Вооруженные силы Азербайджана должны проявлять особую бдительность, чтобы пресекать все действия иранской стороны, которые явно похожи на удар в спину, - сказал Махмуд уль-Хасан Хан.
Турецкий независимый эксперт, политический аналитик по России и Евразии Темур Ферит отметил, что совместные военные учения Турции, Пакистана и Азербайджана носят символический характер и не направлены против какой-либо страны.
- Я впервые услышал об интервью некоего азербайджанского депутата газете «Йени Шафак» после заявления Сеида Хасана Амели. Но само интервью я не нашел. И поэтому комментарии аятоллы неуместны.
Что касается трехсторонних военных учений Турции, Пакистана и Азербайджана, то они носят чисто символический характер и не направлены против какой-либо страны. В сложившейся геополитической обстановке Ирану необходимо уделять пристальное внимание каждому слову, вылетающему из уст должностного или религиозного лица. Исламская Республика Иран – это государство, построенное на тысячелетней персидской культуре и имеющее традиции дипломатии. Поэтому было бы неправильно ожидать, что такие люди как Амели могут влиять на государственную политику своими словами.
На самом деле, это не первый выпад Амели против Азербайджана и Турции или, в более широком смысле, тюркских народов. Лично я рассматриваю этот радикальный подход Амели, который, кстати, этнический азербайджанец, как попытку показать свою лояльность Ирану. Даже это показывает, насколько психологически угнетенные люди неперсидского происхождения чувствуют себя в Иране, и как они могут радикализироваться таким образом, чтобы навязывать себя режиму. Думаю, религиозному деятелю в положении Амели было бы лучше заниматься внутренними проблемами Ирана, который находится в серьезном экономическом кризисе. В противном случае такие люди, как Амели, должны знать, что разжигание вражды вместо развития добрососедских отношений нанесет вред прежде всего Ирану, который и без того находится в тяжелых условиях, - отметил Т.Ферит.