«Встреча Алиева и Пашиняна в Брюсселе важна для безопасности региона» 5 экспертных мнений на Caliber.Az
Сегодня в Брюсселе проходят встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, а также с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем и премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
Прокомментировать эти встречи редакция Caliber.Az попросила польского политолога Матеуша Пискорского, ирландского историка Патрика Уолша, бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ, экс-посла США в Азербайджане Мэтью Брайзу, члена Совета экспертов Центра глобальных и стратегических исследований (CGSS) Пакистана Махмуда аль Хасана Хана, руководителя исследовательского отдела Европейского геополитического форума (Брюссель) Джорджа Влада Никулеску.
Матеуш Пискорский: «Главное ожидание от визита Алиева в Брюссель - заключение нового договора о стратегическом партнерстве между ЕС и Азербайджаном. Я считаю, что Баку принял правильное решение, отказываясь от тех условий, которые навязывались ЕС в виде соглашения об ассоциации. Мы это прекрасно видим на примере таких стран, как Украина и Молдова. Надеюсь, что президент Алиев будет отстаивать свою позицию и подчеркивать то, что двусторонние отношения между Азербайджаном и ЕС должны быть построены на основе партнерства, взаимопонимания и соблюдения интересов обеих сторон.
Я полагаю, что уровень отношений ЕС и Азербайджана оставляет желать лучшего. Можно привести несколько примеров в различных областях, в которых эти отношения должны развиваться более интенсивно. Но, тем не менее, нужен партнерский подход со стороны ЕС, так как Азербайджан является очень важным поставщиком энергоресурсов. Конечно, стоит улучшать эти отношения, учитывая тот факт, что Баку по сравнению с другими странами Восточного партнерства способен вести самостоятельную политику и является полноценным партнером ЕС.
Внешняя политика Азербайджана является многовекторной. У него лучше потенциал, чем у Грузии, Молдовы, Украины, у которых есть определенные экономические проблемы и которые находятся в состоянии постоянного экономического кризиса. Азербайджану стоит выстраивать отдельные самостоятельные отношения, необязательно в рамках «Восточного партнерства». Не стоит обращать внимания на тот факт, что недавно ЕС выделил в рамках программы «Восточное партнерство» довольно большие суммы Грузии и Армении, чего не скажешь об Азербайджане. Ему выделили значительно меньше. Но надо понимать, что Азербайджан - одна из немногих стран постсоветского пространства, которая не является дотационной. Это страна, которая в состоянии самостоятельно обеспечить достаточный уровень развития своей инфраструктуры и экономики.
Относительно встречи со Столтенбергом думаю, что Азербайджану стоит действовать очень осторожно в связи с тем, что НАТО является довольно агрессивным блоком и воспринимается многими стратегическими партнерами Азербайджана в качестве угрозы. Например, между Турцией и руководством НАТО имеются определенные разногласия. Поэтому я полагаю, что Азербайджану стоит воздержаться от слишком тесного сотрудничества с НАТО и учитывать тот факт, что главными партнерами Азербайджана являются Россия и Турция».
Патрик Уолш: «Я не думаю, что ожидания от брюссельских встреч должны быть слишком высокими. В идеале было бы хорошо, чтобы ЕС относился к Азербайджану так же, как и к Армении, но очевидно, что существует предвзятость в пользу Еревана. ЕС должен реально содействовать восстановлению освобожденных территорий, которые Армения оккупировала в течение 30 лет, что является приоритетом для региональной стабильности. Однако в настоящее время армяне пользуются повышенным вниманием Брюсселя, и перед президентом Алиевым стоит сложная задача.
Но в целом отношения между Азербайджаном и ЕС находятся на довольно-таки хорошем уровне и развиваются успешно. Весь экономический потенциал региона находится в Баку, а не в Ереване. Азербайджан - дружественное и стабильное государство, которое финансирует многие культурные проекты в Европе, особенно в Ватикане. Я надеюсь, что Европа будет более тесно сотрудничать с Азербайджаном. Ведь внешняя политика Баку всегда была сбалансирована. Это трудная задача - найти баланс между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном, но Баку успешно справляется с этим непростым делом. Этому способствует то, что Азербайджан превратился в сильную, независимую нацию с функциональным государством. А Армения в значительной степени зависит от Москвы и пытается вырваться из этой зависимости, став экономически зависимой от Брюсселя. В конце концов, мировые державы уважают дружественные, независимые государства.
Я полагаю, что на переговорах будет достигнут хоть и скромный, но прогресс с некоторыми экономическими и культурными выгодами как для ЕС, так и для Азербайджана. Безусловно, в интересах ЕС развивать сотрудничество с Азербайджаном как с воротами в евразийский центр. Надеюсь, что это станет началом более существенных и взаимовыгодных отношений между Европой и Баку».
Мэтью Брайза: «Азербайджан старается проводить сбалансированную внешнюю политику. Примером этого может служить лидерство в Движении неприсоединения, Азербайджан не состоит в каких-либо военно-политических альянсах. Вместо этого он поддерживает хорошие отношения с мировыми центрами силы. Очень хорошо, что Алиев проведет двусторонние встречи с Мишелем и Столтенбергом. Думаю, Алиев обсудит армяно-азербайджанский конфликт, пути достижения мира, постарается убедить Пашиняна в необходимости демаркации и делимитации азербайджано-армянской границы, разблокировке транспортных коммуникаций. Открытие коммуникаций является заключительным пунктом трехстороннего заявления по прекращению огня, но Пашинян сталкивается с оппозицией. Я уверен, что Пашинян хочет нормализации отношений и открытия коммуникаций, потока инвестиций, что будет способствовать экономическому росту как Армении, так и всего региона.
Азербайджано-европейские отношения улучшаются и продолжат углубляться и дальше. Сейчас в Евросоюзе говорят об Азербайджане как о равноправном партнере. А европейские компании вносят весомый вклад в развитие Азербайджана».
Махмуд аль Хасан Хан: «Учитывая тот факт, что в прошлом месяце Алиев и Пашинян встретились с Путиным в Сочи, сегодняшняя встреча лидеров Азербайджана, Армении и ЕС будет умным политическим ходом. Считаю сегодняшнюю отдельную встречу Ильхама Алиева с главой ЕС значительным геополитическим событием и, по-видимому, подтверждением активности ЕС на Южном Кавказе для поддержания прочного мира и избежания любой будущей эскалации с Арменией.
Во время прошлогодней войны в Карабахе ЕС не сыграл существенной роли по многим сложным и запутанным геополитическим и геостратегическим причинам. Даже Минская группа ОБСЕ не смогла урегулировать эту острую проблему. Многие страны ЕС открыто и тайно поддерживали Армению до и во время 44-дневной войны, что замедлило двусторонние отношения Азербайджана и ЕС. В результате двусторонние экономические связи оказались под угрозой.
Но теперь ЕС готов играть активную роль в регионе для обеспечения социально-экономического процветания, поставок энергоносителей и региональной связанности. В этом контексте ЕС приветствовал установление прямой линии связи между главами оборонных ведомств двух стран после войны в Карабахе в прошлом году и заявил, что еще многое предстоит сделать для стабилизации отношений между ними.
Сейчас ЕС является крупнейшим торговым партнером Азербайджана. Со своей стороны, Азербайджан в целом сосредоточился на диверсификации экономики страны, институциональной реформе. ЕС также сыграл важную роль в поддержке и укреплении демократических институтов страны, социальной интеграции и верховенства закона.
В этой связи переговоры по новому и обновленному рамочному соглашению, призванному отразить расширенное и взаимовыгодное сотрудничество между ЕС и Азербайджаном в широком спектре областей, укрепить политический диалог в ключевых секторах и стимулировать торговлю, находятся на продвинутой стадии.
Сегодняшнюю встречу Ильхама Алиева с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем в Брюсселе следует рассматривать как стратегический акт балансирования, поскольку экономические ставки очень высоки. К сожалению, в ЕС очень активна армянская диаспора, которую необходимо ослабить посредством устойчивого стратегического партнерства с ЕС».
Джордж Влад Никулеску: «Встреча Алиева, Пашиняна и Мишеля может иметь геополитическое значение и значительные политические, социально-экономические последствия для безопасности региона.
Заявление о прекращении огня 10 ноября 2020 года создало новую геополитическую реальность, основанную на российско-турецком партнерстве. Однако западные державы (будь то коллективно - в рамках ОБСЕ и ЕС или индивидуально) стремятся играть более важную роль в регионе Южного Кавказа, дабы Армения и Азербайджан в конечном итоге подписали мирный договор и установили добрососедские отношения.
Обе цели важны для ЕС, в частности, в более широком контексте стабильности и безопасности в регионе Черного моря. С этой точки зрения, встреча Мишеля с лидерами Азербайджана и Армении может рассматриваться как золотая возможность для расширения участия ЕС в регионе Южного Кавказа. Однако эта попытка, особенно если она окажется успешной, не должна восприниматься как вызов со стороны ЕС в отношении России или Турции. У ЕС нет ни силовых инструментов, ни желания конкурировать ни с одним из нынешних ключевых региональных игроков на Южном Кавказе.
Однако у него есть определенные инструменты «мягкой силы», с помощью которых он может внести свой вклад в миростроительство после 44-дневной войны.
Можно ли сказать, что Азербайджан проводит сбалансированную политику? Да, конечно. Азербайджан проводит сбалансированную внешнюю политику и политику безопасности. В эпоху конкуренции великих держав абсолютно разумно, что страны среднего размера, расположенные в стратегически важных регионах и имеющие доступ к ключевым энергетическим ресурсам, будут придерживаться национальной стратегии, основанной на сбалансированном подходе к региональным державам.
На данный момент Азербайджан балансирует в основном между Турцией и Россией, и не секрет, что подобная стратегия в конечном итоге сыграла в пользу победы Баку в 44-дневной войне сентября-ноября 2020 года. Я также заметил определенное сближение Азербайджана с НАТО, в частности, в том, что касается военных отношений. Тем не менее, пока что Баку не выражал намерений добиваться членства в НАТО, и поэтому США и НАТО не играют существенной роли в стратегии национальной безопасности Азербайджана. И это правильно, так как изменение этой политики явно повредит отношениям с Россией, что не в интересах Азербайджана.
Насколько я могу судить, нынешний баланс между Россией и Турцией, практикуемый Азербайджаном, вряд ли изменится на трехсторонний или четырехсторонний баланс с участием США/НАТО и ЕС. Но все же Баку мог бы многое выиграть от дальнейшего расширения двустороннего взаимодействия с ЕС и НАТО, если бы доказал, что эти отношения дополняют и согласуются с привилегированными отношениями с Москвой и Анкарой, а не конкурируют с ними.
Встреча президента Алиева с генеральным секретарем НАТО Столтенбергом я оцениваю очень позитивно, особенно в рамках нынешнего напряженного восточноевропейского стратегического контекста, созданного вокруг Украины. НАТО и Россия враждуют по поводу Украины, и я считаю, что для национальных интересов Азербайджана полезно подтвердить свой нейтралитет по отношению к нынешнему противостоянию НАТО и России по поводу Украины.
Учитывая особые братские отношения Азербайджана с членом НАТО Турцией, пока российские миротворцы размещены на азербайджанской территории еще как минимум четыре года, Баку поступил мудро. Однако, как я уже сказал, НАТО не является основой внешней стратегии и стратегии безопасности Азербайджана, и вряд ли это изменится после ожидаемой встречи Алиева и Столтенберга.
С другой стороны, НАТО, вероятно, продолжит предоставлять Азербайджану консультации экспертов и практическую поддержку в области реформ обороны и безопасности, военной совместимости и борьбы с терроризмом, и я подозреваю, что достижения, приоритеты и перспективы Азербайджана в этих областях, а также обмен мнениями относительно региональной безопасности составят основное содержание дискуссий между двумя политиками.
Любой прогресс, которого можно ожидать от отношений между НАТО и Азербайджаном, почти наверняка будет обусловлен взаимной заинтересованностью обеих сторон в продолжении сотрудничества в рамках Индивидуального плана действий партнерства Азербайджана (IPAP), а также других соответствующих программ НАТО».