Транспорт, логистика и ресурсы: стратегия США в Центральной Азии Эксперты на Caliber.Az
Происходящие сегодня в мире геополитические процессы повышают интерес международных игроков к регионам, чью роль в качестве транспортно-логистического хаба и поставщика ценных ресурсов сложно переоценить. И в данном контексте особое место отводится в том числе и Центральной Азии, о чем свидетельствует, в частности, проведенный в ноябре прошлого года в Вашингтоне саммит «С5+1», который продемонстрировал интерес администрации Дональда Трампа к региональным странам.

Эта встреча получила свое продолжение. Так, недавно в Бишкеке состоялся двухдневный форум «B5+1», в котором приняли участие представители деловых кругов и государственных структур стран ЦА и Соединенных Штатов. Что показательно, особое место в повестке данного мероприятия было отведено проекту «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» – TRIPP. В частности, спецпосланник президента США по делам Южной и Центральной Азии Серджио Гор заявил, что после исторического саммита в Вашингтоне 8 августа 2025 года Соединенные Штаты продолжают продвигать этот маршрут.
«TRIPP будет способствовать беспрепятственному транзиту из Центральной Азии через Южный Кавказ и на Запад. Это является историческим шагом на пути к построению сильных, взаимосвязанных экономик и поддержанию мира в регионе», – подчеркнул спецпосланник главы Белого дома.
А как оценивают итоги «B5+1» и заинтересованность Вашингтона в развитии «Маршрута Трампа» и Среднего коридора эксперты в странах Центральной Азии? На этот вопрос Caliber.Az отвечают экономические аналитики из Казахстана и Кыргызстана.

Так, казахстанский политик и экономический обозреватель Петр Своик считает, что активность Соединенных Штатов в Центральной Азии и на Южном Кавказе связана с закреплением американских позиций в регионе.
«Как говорится, сначала надо поставить заявочные столбы, а потом убеждаться, есть там золотой песок или нет. Так и американцам необходимо обозначить, а кое-где и активизировать свое присутствие ради фиксации того, что уже есть. Например, в Казахстане это американо-европейские концессии в «Тенгизе», «Карачаганаке» и «Кашагане», а в первую очередь это трубопровод КТК, идущий до порта Новороссийск, ведь в его доле присутствуют американские активы. И в процессах, в том числе и в мирных переговорах по Украине, обозначается также и то, что американцам, по всей видимости, дадут сохранить концессии в ЦА», – сказал он.
По мнению политолога, вся проблема заключается в том, что прежний мировой порядок трансформируется, а новый еще не совсем определен, в силу чего все стратегии носят скорее характер «разведки».

«Относительно развития Среднего коридора важно понять следующее: кто есть страна-получатель, кто – страна-отправитель, кто – страна-транзитер. Коридор TRIPP, с точки зрения статуса получателя или отправителя важен для США не сам по себе, а в контексте всего Среднего коридора по всей его протяженности в перспективе, потому что завтра это может оказаться и дорога из России через весь Кавказ – либо в Турцию, либо в Иран, или какой-то другой вариант, пользоваться которым будут либо китайцы, либо россияне, либо все вместе, что пока не очень понятно. И Вашингтон это, естественно, беспокоит.
Очевидными отправителями ресурсов здесь являются Казахстан – это нефть и Азербайджан – это и «черное золото», и газ. Помимо этого, Азербайджан выступает и в статусе транзитера. Кроме того, при том или ином раскладе крупным отправителем будет Китай, а вот кто станет крупным получателем – не совсем понятно: Россия, Индия, Пакистан, Иран или Европа? От определения роли получателя тоже будет зависеть судьба коридоров, однако американский интерес здесь в любом случае и при любом раскладе – застолбить за собой присутствие для того, чтобы помешать Китаю. Участвовать в каких-то транзитных перевозках по линии Север – Юг, то есть, по линии Россия и вплоть до Индийского океана, американцы, наверное, и хотели бы, но для этого им надо согласовать все с РФ.
Что касается Зангезурского коридора и участка TRIPP, то за запуском подобных коммуникаций должен стоять один вполне определенный координатор, отвечающий за весь Кавказ. Но это, видимо, вопрос будущего», – заявил П.Своик.

Между тем, кыргызский аналитик и экономист Умар Муталиев считает, что бизнес-форум «B5+1» – это серьезный вызов многим мировым акторам, желающим распространить свое влияние на регион, и он вызывает беспокойство в первую очередь у Китая и России.
«Первый заместитель председателя Кабинета министров Кыргызстана Данияр Амангельдиев на открытии форума рассказал о реформах в сфере энергетической безопасности, в судебной системе и налоговом законодательстве, а также подчеркнул, что Центральная Азия с рынком более 80 млн потребителей превратилась в важный центр глобальной торговли и логистических маршрутов. В свою очередь, министр промышленности и строительства Казахстана Ерсайын Нагаспаев напомнил, что центральноазиатские страны работают над введением единой туристической визы для привлечения большего числа путешественников в регион. «Мы гордимся тем, что США являются крупнейшим инвестором в Казахстан, а общий объем американских инвестиций достиг 100 млрд долларов», – заявил он. То есть, все это говорит о масштабах сотрудничества и присутствия США в регионе», – подчеркнул эксперт.
По его словам, сейчас регион ЦА наблюдает практическую борьбу центров силы за влияние в нем, и динамика противостояния растет.

«Спецпосланник США Серджио Гор на бизнес-форуме «B5+1» в Бишкеке говорил о TRIPP не случайно. Соединенные Штаты приходят в Центральную Азии со своей масштабной повесткой, а формулу TRIPP приводят как пример геополитического и экономического успеха. То есть, по сути, это такая экономическая рекламная открытка развития и продвижения. Так что, динамика «Маршрута Трампа» крайне важна как показательный фактор успеха США и в рамках сотрудничества в Центральноазиатском регионе. Данный форум также продемонстрировал, что американцы решили пойти по пути финансов и инновационных технологий, то есть, именно так, как работает Китай, занимаясь капитальным инвестированием средств и научных ресурсов в экономики региональных стран.
Помимо акцента на развитие инфраструктуры Среднего коридора, Соединенные Штаты, судя по заявленной повестке, стремятся к полнейшей цифровизации всех структур государств ЦА. Так, на форуме эксперты в сфере цифровой экономики и электронной коммерции подчеркивали, что Центральная Азия может перескочить через несколько этапов развития, если сделает ставку на цифровые сервисы, трансграничные платформы и унификацию цифрового регулирования. Аналитики и представители промышленного сектора отмечают, что ЦА постепенно становится объектом внимания США и их партнеров как потенциальный источник сырья для высокотехнологичных отраслей.
Что касается развития и инвестирования в Зангезурский коридор на Южном Кавказе, то сейчас он находится на стыке интересов мировых акторов: следом за Соединенными Штатами к нему тянутся стратеги из Брюсселя, и, возможно, вскоре мы увидим новые заявки на присутствие в регионе Китая и арабских государств. Уже сейчас каждой стране стоит определиться, насколько она может вложиться в свой грузопоток через Зангезурский коридор, ведь сферы влияния в регионе формируются в том числе и исходя из этого», – резюмировал У.Муталиев.







