«Именно Зеленский виноват в охлаждении отношений между Грузией и Украиной» Caliber.Az из Тбилиси
Интервью Caliber.Az с доктором исторических наук, профессором Тбилисского государственного университета Натией Пипиа.
- Хотелось бы узнать ваше мнение: кто, на ваш взгляд, был главным виновником войны в Абхазии и Южной Осетии, и какова роль в ней армян?
- Основным виновником, безусловно, нужно считать Россию, а армяне были орудием российской пропаганды. У России есть определенные точки давления, которые она использует по отношению ко многим странам, и прежде всего по отношению к Армении, потому что Ереван больше всех зависим от Кремля и боится его.
- Какие шаги принимаются Грузией для возврата своих оккупированных земель?
- Грузия нацелена только на мирное урегулирование данного конфликта. Если наша страна начнет развиваться в соответствии с европейскими ценностями, и когда она достигнет нужного уровня жизни, а в России иссякнут ресурсы, тогда абхазам и осетинам захочется больше жить с Грузией, нежели находиться в составе или под влиянием России.
Сегодня Грузия должна развивать свою экономику и не начинать какие-либо конфликты. Впрочем, если абхазы и осетины по какой-либо причине не захотят жить с нами, то это их дело. Но не стоит забывать, что в свое время они выселили 300 тысяч грузин с этих территорий, которым даже не дали возможность защищать свои земли. Поэтому с юридической точки зрения, они, разумеется, не правы, я имею в виду, что будущее Абхазии не только им решать, а еще и тем грузинам, кто жил там.
- В последнее время происходит охлаждение отношений между Тбилиси и Киевом, которые на протяжении многих лет являлись стратегическими союзниками. В чем или в ком вы видите причину случившегося?
- Несмотря на мое высокое почтение к президенту Зеленскому, все-таки он не политик высшего класса. Он не учел некоторые нюансы, кроме того, он немного импульсивный касательно Грузии, поэтому именно он виноват в охлаждении отношений между нашими странами.
Сейчас все хотят, чтобы Грузия вступила в войну. Возможно, даже Запад этого хочет. Но это не входит в наши интересы. Грузия свое отвоевала, мы выбрали мирный путь решения конфликтов. Грузия находится на перекрестке цивилизаций, и она умеет выживать. Мы знаем, когда нужно воевать, а когда нужно выбирать дипломатию.
Да, мы понимаем, что Зеленский хочет заручиться поддержкой Тбилиси и втянуть нас в войну, но сегодня никто, кроме Украины, напрямую не воюет с Россией.
- Насколько Грузия стала ближе к НАТО и ЕС?
- Прозападный курс Грузии никак не изменился. Интеграция в отмеченные структуры требует детальной модернизации, наша страна осуществила все необходимые реформы на этом пути. Кроме того, с экономической точки зрения Грузия не такая уж и отсталая страна. Заявления президента Зурабишвили также явно указывают на то, что мы хотим и всегда хотели стать частью Европы.
- Почему грузинский народ голосует за «Грузинскую мечту», а не, например, за партию Саакашвили?
- Для этого есть несколько причин. Перед каждыми выборами всегда существует 20% избирателей, которые не хотят, чтобы что-либо изменилось. Эти 20% всегда будут голосовать за существующий политический истеблишмент, т. е. за правящую партию, «Грузинскую мечту», и, если оппозиция хочет победить, она не должна думать об этих 20%.
Кроме того, здесь свою роль играет и часть населения, которая против «Единого национального движения». По пропорциональной системе «Грузинская мечта» привлекает 40% населения, «Единое национальное движение» - 40%, а остальные 20% приходится на остальные мелкие партии. Так что окончательное слово скажет мажоритарная система, и по этой системе обычно побеждают не партии, а персоны, т. е. исход будет зависеть лично от кандидатов обеих партий и меньше от партийного ресурса.
- Почему, на ваш взгляд, в 1918 году, сразу после своего образования, Армения сразу стала предъявлять территориальные претензии к своим соседям - Азербайджану и Грузии?
- Эта территория была населена не только грузинами, но и армянами. Другая причина - они надеялись на поддержку Англии, тогда как Грузию поддерживала Германия, а Азербайджан - Турция. В конце 1918 года, когда они начали войну, Германия и Турция считались проигравшими странами, а Англия была среди победителей и Армения сочла момент удобным, чтобы предъявить притязания.
- Закрыт ли спор из-за притязаний армян на грузинские церкви?
- Да, раньше у армян были притязания, но в последнее время я не слышала о них. Внешне армянская и грузинская церкви похожи, но их можно различить с археологической точки зрения, т. е. можно легко узнать, которая из них была построена как православная, а какая была построена как Григорианская церковь, так что решить проблему не так уж трудно. Нам даже с Турцией удается договориться о церквях, несмотря на то, что это страна с другой религией.
- Какова нынешняя ситуация в Самцхе-Джавахети, на которую претендует Армения?
- В этом регионе проблема была тогда, когда инфраструктура была слабо развита. Раньше там население было ближе к Армении, но со временем оно отдалилось от них и стало ближе к грузинам.
- Смогут ли азербайджанцы и армяне перевернуть страницы Карабахского конфликта?
- Смогут. Обе страны, и прежде всего Армения, должны понять, что подобный конфликт только на руку России, которая воспользовалась ситуацией и разместила в Карабахе свои войска. Они нам никак не нужны. Сейчас Россия ослабла, и ей не до Кавказа. Армения должна понять, что пора забыть про Россию, положить конец конфликтам и начать переговоры.