Петляющий Ереван Армении не нужен мир в регионе
На днях замминистра иностранных дел Армении Ваан Костанян в беседе с журналистами с показным оптимизмом заявил, что Ереван готов к открытию армяно-турецкой границы, подчеркнув, что все договоренности по этому поводу были достигнуты между спецпредставителями двух стран - Рубеном Рубиняном и Сердаром Кылычем еще в июне прошлого года.
«Договоренность была подтверждена несколько раз, в том числе на высшем уровне, а также во время визита министра иностранных дел Арарата Мирзояна в Анкару после землетрясения. Мы готовы открыть границу как для граждан третьих стран, так и для широких слоев населения. В этом плане мяч на турецкой стороне», - заверил Ваан Костанян, отвечая на вопрос, о том, на каком этапе находится процесс открытия армяно-турецкой сухопутной границы и почему он затягивается.
Следует, однако, оговориться, что мажорные заявления такого рода с армянской стороны звучат не впервые - в таком же жизнерадостном контексте не раз высказывалось и высшее руководство Армении. В частности, в апреле текущего года, выступая на внеочередном заседании парламента республики, премьер-министр Никол Пашинян выразил надежду, что Турция откроет границы для граждан третьих стран и обладателей дипломатических паспортов. А до него, в марте, глава МИД этой страны Арарат Мирзоян сообщил о достигнутой с Анкарой договоренности, отметив, что его ведомство уже предпринимает необходимые шаги в этом направлении. К слову, месяцем ранее (в феврале) Мирзоян в том числе высказывался о готовности Армении восстановить дипломатические отношения с Турцией.
Как известно, Турция закрыла границу с Арменией в связи с оккупацией Арменией азербайджанских территорий в 1993 году. Сейчас, когда Азербайджан полностью восстановил свой суверенитет над Карабахским регионом, Армения при желании могла бы не на словах, а практическими действиями приблизить возможность открытия армяно-турецкой границы. Однако в то время, как Баку и Анкара продолжают настаивать на мирной повестке на Южном Кавказе, Армения с завидной настырностью все еще затягивает с заключением мирного всеобъемлющего соглашения с Азербайджаном, игнорируя выполнение ключевых пунктов Трехстороннего заявления 2020 года. А этот документ, кстати говоря, предусматривает в том числе открытие транспортных коммуникаций в регионе. Так что оптимистичные заявления армянских политиков явно преждевременны. И как долго продлится изоляция РА - зависит исключительно от ее властей. Поведение армянской стороны пока вовсе не способствует радостным реляциям: с одной стороны, Ереван пытается заверить Турцию в своей готовности нормализовать с ней отношения, а с другой – не против открытия в Ереване мемориала «Немезис», посвященного террористической операции, в ходе которой был убит целый ряд азербайджанских и турецких государственных деятелей. То есть официальный Ереван открыто и целенаправленно поощряет терроризм и пропаганду так называемых «актов возмездия», которые Армения совершала на протяжении всей истории своего существования. А значит, не стоит и сомневаться в том, что Ереван не отказывается от своей агрессивно провокационной политики в отношении Баку и Анкары.
При этом, что удивительно, в Армении прекрасно сознают экономическую выгоду от нормализации отношений с Турцией, что, в частности, поможет обеспечить вывоз армянской продукции в Европу через турецкую территорию. По подсчетам армянских экономистов, в этом случае значительно сократятся расходы на перевозку и товары будут более конкурентоспособными. То есть для развития армянской экономики открытие границы с Турцией целесообразно, в связи с чем в Ереване хотели бы пойти на потепление отношений с Анкарой. Исключительно ради своих интересов. Кстати, после того как Армения потерпела поражение во Второй карабахской войне в ноябре 2020 года, в армянском парламенте начали озвучиваться предложения о необходимости сближения с Турцией. В апреле 2021 года тогдашний вице-спикер парламента Лена Назарян и вовсе заявила о том, что «ничье достоинство не будет унижено, если Ереван сделает первый шаг для примирения с Анкарой или Баку». Однако, как видим, армянские власти своими практическими шагами пока наглядно демонстрируют лютую неприязнь к своим соседям. Правда, на словах транслируют в международное сообщество свою «готовность к миру» с Баку и Анкарой.
И еще. Тот же Костанян сообщил, что Пашинян готов встретиться с президентом Алиевым и председателем Европейского совета Шарлем Мишелем в Брюсселе. И даже заверяет, «что армянская сторона при необходимости готова использовать все платформы для достижения мира и стабильности на Южном Кавказе».
В том, что Ереван в очередной раз лукавит, сомневаться не приходится, исходя, хотя бы из следующих высказываний замминистра. Отвечая на вопрос, ожидается ли подписание каких-либо документов на встрече в Брюсселе в конце октября, замминистра иностранных дел сослался на недавние заявления премьер-министра Пашиняна касательно четырехстороннего заявления в Гранаде, отметив, что МИД страны ждет от азербайджанской стороны реакции на ключевые пункты заявления, принятого в Испании. Ранее же Никол Пашинян в интервью Общественному телевидению Армении привлек внимание к двум заявлениям в Гранаде – четырёхстороннему, между лидерами Франции, Германии, Армении и председателем Евросовета, и двустороннему, Армении с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, которые, по его словам, «закрепили общее видение как и Армении, так и ЕС, - какими должны быть основы мира в регионе».
Между тем президент Азербайджана Ильхам Алиев в телефонном разговоре с председателем Совета Евросоюза Шарлем Мишелем 7 октября однозначно заявил, что «включение Азербайджана без его участия в четырехстороннее заявление в Гранаде является неверным подходом», направив тем самым месседж всем подписантам о том, что региональные вопросы важного значения не могут найти четкого решения без Азербайджана и Турции. Это, во-первых. Во-вторых, провокационные высказывания Пашиняна о том, что «подписанные заявления осуждают применение силы в отношении Нагорного Карабаха, насильственное перемещение арцахского народа», ставят под большое сомнение мирные подходы Еревана в регионе и его готовность налаживать отношения с Баку и Анкарой. А это значит, что вопрос открытия армяно-турецкой границы, как и продвижение Ереваном мирной повестки зависает на неопределенное время…