Бундесмарине снова выходит в океан Расклад Артема Кирпиченка
Гонка вооружений, охватившая земной шар, распространилась и на морские просторы. Государства, долгие годы отказывавшиеся от активной океанской политики, сегодня спешно закладывают целые партии боевых кораблей для охраны коммуникаций и нейтрализации угрозы со стороны потенциальных соперников.
Германский военно-морской флот был уничтожен сначала по итогам Первой мировой войны, а потом и Второй мировой войны, но сегодня мы видим его новое возрождение. Недавно Берлин объявил об усилении немецкого военного присутствия в Средиземном море. Так, немцы намерены принять более деятельное участие в контроле над соблюдением морского эмбарго в Ливане, чтобы не допустить поставок оружия «Хезболле». 17 октября 2024 года немецкие корабли сбили беспилотный летательный аппарат в районе города Нукра. Помимо 150 военных, участвующих в патрулировании ливанских берегов, немецкие части были переброшены в Кипр и Иорданию. Эти шаги получили высокую оценку израильского руководства, которое рассматривает немецкое присутствие как часть дипломатической и военной поддержки, которую ФРГ оказывает Израилю в последние годы. Тель-Авив надеется, что передислокация немецких войск повысит качество сбора разведывательной информации и усилит противовоздушную оборону, прежде всего от беспилотных летательных аппаратов.
Германия также предпримет меры, направленные на усиление ливанской армии. Сейчас немецкие специалисты работают над созданием сети радиолокационных станций вдоль ливанского побережья. Пока не ясно, будут ли они переданы ливанской армии, поскольку такие действия не могут быть осуществлены без согласия Израиля. Данная система наблюдения может быть использована и для контроля воздушного и морского пространства Сирии после падения режима Асада.
Другая часть немецкого флота сегодня переориентирована против йеменских хуситов. 23 февраля 2024 года Бундестаг принял решение о переброске на один год в Красное море 700 немецких военнослужащих. Согласно заявлению Министерства обороны Германии, это сделано для защиты кораблей от атак в Баб-эль-Мандебском проливе. Флагманом этих сил будет фрегат «Гессен», который будет действовать в составе международной коалиции, возглавляемой США.
Юридическим основанием для этих действий является решение ЕС о создании военно-морской оперативной группировки, призванной защитить торговые пути на Ближнем Востоке, принятое в конце 2023 года. Морские торговые пути между Суэцким каналом и Баб-эль-Мандебским проливом, а также доступ к Индо-Тихоокеанскому региону являются ключевыми вопросами экономической безопасности Германии и Европы. Правда, европейцы опасаются возможной конфронтации с Ираном, поэтому мандат немецкого флота не распространяется на акваторию к северу от Маската в Оманском заливе и Ормузском проливе.
Помимо наращивания своего присутствия на Ближнем Востоке, Германия не забывает о своем приоритете – Балтийском море. Здесь флот Германии является крупнейшим военно-морским флотом НАТО. В зону его ответственности также входят Северное и Норвежские моря. В случае конфликта с Россией немецкий флот возьмет на себе защиту основных морских путей и противоминную борьбу. Последняя является особенно актуальной проблемой, учитывая опыт мировых войн на Балтике и регулярные инциденты с повреждениями трубопроводов и морских коммуникаций в последние три года. Так, в октябре 2023 года в Балтийском море были повреждены подводный кабель и газопровод. Подобный инцидент повторился и в ноябре 2024 года, повреждения были обнаружены датскими кораблями при поддержке немецкого флота.
В июне 2024 года германский флот принял участие в широкомасштабных маневрах НАТО «Балтийская операция 2024». Штаб учений находился в немецком городе Киль. Помимо ФРГ, в них принимали участие еще 20 стран. Маневры продолжались 21 день, и в них было задействовано более 50 кораблей, 85 самолетов и около 9000 военнослужащих. На них отрабатывались меры ПВО, борьба с подводными лодками, артиллерийская подготовка и тактическое маневрирование. Комментируя происходящее, министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что учения будут иметь «серьезные негативные последствия», и пообещал прибегнуть к «зеркальным ответным мерам».
Для усиления своих сил на Балтике Германия выделила средства на постройку четырех современных субмарин класса 212CD. Всего подводный флот Германии должен вырасти до 15 подводных лодок, способных решать широкий спектр задач. Сегодня Балтийское море является одним из самых взрывоопасных регионов, учитывая ситуацию вокруг Калининграда, стран Балтии, акватории Финского залива и острова Готланд.
Впрочем, амбиции Германии куда более глобальны. Сегодня корабли под черно-красно-желтым флагом приходят в регионы, где их не было с начала XX века. Так, в 2024 году фрегат «Баден-Вюртемберг» в сопровождении судна снабжения «Франкфурт-на-Майне» провел семь месяцев в Индийском океане. Это вызвало серьезную озабоченность Китая, поскольку два немецких корабля прошли около берегов Тайваня, который Пекин считает своей территорией. Для их сопровождения были выделены китайские боевые самолеты и суда. Министр обороны ФРГ Борис Писториус в ответ заявил, что корабли не выходили за пределы международных вод. Вскоре, в декабре 2024 года, у военной морской базы в Киле был арестован китайский гражданин с фотоаппаратурой. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже.
От берегов Тайваня германские корабли направились в Японию. В интервью газете The Japan Times командующий военно-морскими силами ФРГ вице-адмирал Ян Кристиан Каак сказал, что наращивание присутствия германского флота в Азии связано с заботой о сохранении свободы мореплавания и защитой торговых путей. По его мнению, морские коммуникации жизненно важны для торговых и военных целей: «Это беспокоит всех: нет судоходства — нет торговли! Но, будучи самым малочисленным военно-морским флотом Германии с 1956 года, мы не можем делать всё, что хотели бы. Нам нужно оценить ситуацию, расставить приоритеты и адаптироваться, чтобы выполнить нашу основную миссию, которая была возложена на нас в результате этого переломного момента в истории, который мы переживаем».
После визита в Японию ВМС Германии провели совместные учения с Морскими силами самообороны Японии, а также с судами ВМС США, Франции и Италии, дислоцированными в японских водах. Затем немецкие корабли вернулись в Европу, сделав остановки в Южной Корее и Индии. Примечательно, что на обратном пути в Европу «Баден-Вюртемберг» не пошёл по более короткому маршруту через Красное море, опасаясь атак йеменских хуситов. Согласно отчёту, опубликованному в газете Der Spiegel, ситуация с безопасностью в Красном море ухудшилась настолько, что министр обороны Писториус приказал фрегату и сопровождающему его судну снабжения полностью отказаться от опасного маршрута и выбрать значительно более длинный путь вокруг мыса Доброй надежды.
Подобный инцидент демонстрирует проблемы, стоящие перед Германией, возрождающей свою военно-морскую мощь. С одной стороны, Берлин берет на себя разнообразные обязательства, связанные с обеспечением безопасности в бассейне Средиземного и Северного морей и на Балтике. С другой стороны, немецкий флот не имеет надлежащего количества кораблей, баз и объектов инфраструктуры для повсеместного обеспечения своего присутствия. Частично Германия пытается решить этот вопрос за счет взаимодействия с союзниками, странами НАТО, Израилем, Японией и т.д. Но это вовлекает ее в конфронтацию с Китаем, Россией, Ираном и другими державами, противостоящими западному блоку. Ближайшее будущее покажет, сможет ли Берлин вести сложную игру глобальной океанской политики, или это находится за пределами возможностей современной ФРГ.