Продавец воздуха Как далеко пойдет Пашинян?
20 января армянский премьер Никол Пашинян провел очередную встречу с представителями правящей партии «Гражданский договор», на которой вновь высказался о ходе переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией. «Мы хотим дополнительных взаимных гарантий от Азербайджана, а Азербайджан – от нас, что ни у нас, ни у них нет никаких скрытых территориальных претензий друг к другу. Это рабочий процесс, который следует рассматривать как таковой», - заявил Пашинян.
Обращает на себя внимание то, что Пашинян после предыдущего, более «драматичного» выступления не стал повышать градус, а наоборот, попытался высказаться о наиболее чувствительных вопросах достаточно конструктивно. Примечательно, что Пашинян сделал заявление как бы от имени обеих сторон, и добавил, что это «рабочий процесс», то есть прямым текстом указал на то, что стороны продолжают обмениваться мнениями несмотря на все существующие разногласия. Вместе с тем, не оставляет ощущение, что премьер вновь занимается подлогом и пытается привести в равновесие две чаши весов с разными гирьками.
Дело в том, что Азербайджан ни словом, ни делом и не претендовал на территорию Армении, хотя причин для этого предостаточно – главная из них состоит в том, что Армения почти 30 лет держала под оккупацией 20% азербайджанской территории, фактически отказавшись от существовавших границ между республиками. Кроме того, как уже указывалось в одном из наших недавних материалов, законодательство Армении до сих пор содержит пункты, закрепляющие территориальные претензии к Азербайджану, и даже больше - Ереван в своей дипломатической и международно-правовой документации использует терминологию, оспаривающую суверенитет Азербайджана над Карабахским регионом.
При таком положении дел именно Армения является стороной, обязанной предоставить гарантии отсутствия у нее территориальных претензий к нашей стране. Баку даже не педалирует темы «гарантии безопасности», прекрасно понимая, что ничто не мешает суверенному государству, например, наращивать вооружение для использования его в агрессивных целях.
Более того, трудно себе представить гарантии больше тех, которые уже имеются у Армении со стороны разных стран. Франция, ЕС, Россия и даже Иран уже разными способами вписались в гаранты безопасности «страны камней». Ситуация настолько запутанная, что впору Еревану уже задуматься о гарантиях безопасности от гарантов безопасности. Но, это, как говорится, не наши проблемы.
Армения как независимое государство вполне может заключать двусторонние соглашения о безопасности, вступать в военные союзы и блоки (в конце концов, состоит же она в ОДКБ). Именно так формируется система безопасности, а не путем включения третьих сторон в мирный договор. Более того, требование включить гарантии третьих сторон в мирный договор неприемлемо для Баку по той простой причине, что это стало бы инсинуацией о якобы агрессивных планах Азербайджана. На фоне истории почти тридцатилетней агрессии Армении в отношении нашей страны это выглядело бы просто оскорбительно.
Баку действует из той логики, что истинная безопасность рождается не из гарантий третьих сторон, а создается постепенно из переплетений политических, социальных и экономических мер, направленных на взаимодействие. Азербайджан открыт для такого взаимодействия, но в то же время честно заявляет на уровне президента, что «если мы обнаружим для себя реальную угрозу, то сразу предпримем превентивные меры для ее уничтожения». Ереван же, прежде чем вообще упоминать о безопасности, должен провести подготовительную работу в своем законодательстве и делопроизводстве на предмет удаления из него всех территориальных претензий к Азербайджану. Именно это и будет тем первым шагом на пути установления доверия Баку к Еревану. Без этого, никакого существенного прогресса не предвидится.
Нельзя сказать, что Пашинян не действует в этом направлении. Так, 19 января во время выступления в Министерстве юстиции он заявил о необходимости принятия новой Конституции. Нам неизвестно, ради чего именно он хочет это сделать, однако можно предположить, что в новой конституции уже не будет отсылки к Декларации о независимости, в которой, в свою очередь, содержатся территориальные претензии. Более того, именно предложение поменять, а не изменить Конституцию скорее говорит именно о том, что вопрос Карабаха играет в этом предложении одну из центральных ролей. Смысл здесь в том, что все прочие выгодные Пашиняну изменения можно было бы провести и посредством внесения изменений в Конституцию. Чисто технически инициировать изменения в Конституции, связанные с претензиями на Карабах, было бы психологически и даже технически нелепо. Согласитесь, что странно было бы инициировать референдум об изъятии из преамбулы отсылки к Декларации о независимости. Психологически это означало бы провести специальный закон, отменяющий притязания на Карабах. И даже если Пашинян психологически готов к такому шагу, то общество - вряд ли. Еще более технически абсурдным было бы менять формулировку Декларации о независимости. А вот принятие новой Конституции позволит обществу более безболезненно проглотить эту горькую пилюлю, поскольку в ней просто изначально не будет ссылки на Декларацию о независимости.
Свой настрой Пашинян во время встречи в Министерстве юстиции косвенно подтвердил еще парой заявлений. Он отметил, что Минюст вовлечен в работу комиссии по делимитации границы с Азербайджаном, и в условиях меняющегося региона «краеугольным камнем обеспечения безопасности Армении является легитимность». То есть можно, и я думаю, что нужно найти связь между этими двумя заявлениями. Если попытаться связать их воедино, то получится примерно следующее: «Ключевым фактором безопасности Армении является легитимность ее границ, что должно выразиться в выработке согласия с Баку по делимитации границы, а это невозможно без отказа от территориальных претензий к Азербайджану, для чего, в свою очередь, нужно менять Конституцию».
Однако проблема здесь в том, что Пашинян пытается нам продать то, чего еще не имеет. Конституцию он еще не поменял, однако уже озвучивает требования предоставить гарантии безопасности. Если Пашиняну действительно удастся, во-первых, инициировать референдум по принятию новой Конституции, а во-вторых, исключить оттуда ссылку на Декларацию о независимости, то мы увидим первый искренний шаг в направлении к истинному долгосрочному миру с нашей страной.
Впрочем, решающее слово за армянским народом. Именно он должен сказать свое решительное «нет» коварным химерам прошлого.