Армяне в пробке истории Остаться или расстаться?
Вчера, 25 сентября, на автозаправочной станции недалеко от города Ханкенди произошел взрыв. В результате происшествия есть много погибших и пострадавших. В связи с этим в целях оказания помощи пострадавшим по дороге Агдам-Аскеран-Ханкенди первоначально отправлена машина скорой медицинской помощи с противоожоговыми медицинскими принадлежностями, перевязочными материалами, перчатками, лекарственными препаратами (спреи, кремы, болеутоляющие, антибиотики и пр.) для лечения 200 человек. В то же время армянская пропаганда решила использовать это ЧП в своих целях. Так, распространяются призывы об организации воздушного коридора из Ханкенди в Армению якобы для доставки пострадавших. Вот только нас мучают смутные подозрения: о пострадавших ли тут забота или это попытка под шумок вывезти из Карабаха бывших главарей хунты, например, Рубена Варданяна? Время покажет. А пока обсудим другие вопросы.
На минувших выходных в городе Ханкенди отключили свет. Но не успели армяне присовокупить это «преступление» обвинительному акту, как подачу электричества неожиданно восстановили. Только это уже совсем другой свет – из Азербайджана. Какая ирония судьбы! Люди, еще неделю назад гордо отказывавшиеся принимать «еду из рук турка», теперь освещают свои дома «вражеским» электричеством.
Встречайте реинтеграцию!
А накануне в Ходжалы состоялась вторая после капитуляции хунты встреча представителей центральной власти Азербайджана и армян Карабаха. Здесь важно заметить, что вопреки фейковым заявлениям армянской пропаганды, сделанным после первой такой встречи в Евлахе, реинтеграция зоны временной ответственности РМК обсуждается с армянской делегацией как данный факт, а не как предложение, от которого можно отказаться.
Как видим, первые шаги были направлены на решение сиюминутных гуманитарных проблем. В Ханкенди завезено продовольствие, а также горючее.
Сейчас же идет эвакуация проживавших в Карабахском регионе Азербайджана граждан Армении. Здесь необходимо стразу оговориться - Азербайджан не заставляет никого покинуть его территорию, кроме военнослужащих, сложивших оружие и членов их семей. Остальные уезжают по собственному желанию. Баку при этом заявляет, что те, кто хочет вернуть гражданство Азербайджана и жить по законам нашей страны, могут остаться или вернуться обратно.
Вернутся ли они, вопрос пока открытый. Люди напуганы – и это не преувеличение. Многие из вас, наверное, видели видео, где пожилая армянка, выехавшая из Карабаха, говорит российскому журналисту – «мы ожидали худшего». Эта женщина нисколько не драматизировала - рядовые армяне ни в коем случае не изображают страх. Просто дело в том, что они долгое время были объектом армянской пропаганды, твердившей, что азербайджанцы только и мечтают о том, как бы их зарезать. Эта нехитрая пропаганда хорошо ложилась на нарративы о так называемом «геноциде армян» 1915 года. Таким образом, сознание армян, особенно в Карабахе, представляет собой густой пирог, в котором один слой тюркофобии десятилетиями накладывался на другой. Такая запуганность позволяла мафиозным структурам держать людей в заложниках для поддержания серой зоны, обеспечивающей личное обогащение главарям преступной банды, ереванским политикам и дельцам от диаспоры.
Теперь, когда тетрисная хунта вывесила белый флаг, люди остались один на один со своими страхами. Именно поэтому азербайджанская сторона ведет себя с одной стороны решительно, а с другой, крайне деликатно. Мы избегаем провокаций по отношению к нашим военнослужащим и неминуемых в таких случаях эксцессов. Это с одной стороны позволяет избежать жертв, а с другой не дает в руки недоброжелателей хоть малейшего повода обвинить нас в насильственных действиях по отношению к мирному населению.
Итак, Баку не препятствует выезду армян. Это их право – выбирать, где жить. Мне лично не очень верится, что армяне младше сорока пяти, то есть те, у кого нет никакого опыта общения с азербайджанцами, захотят остаться. К тому же, далеко не всем захочется изучать азербайджанский язык. Впрочем, жизнь в Армении для них не будет легкой – их там никто не ждет. Более того, если до сих пор не расселены из вагончиков и времянок пострадавшие от землетрясения декабря 1988 года, то как и куда будут заселять карабахских армян? А те, кто уедут в Россию, встретят уже не былое радушие, а неприятие, которое росло все эти годы на фоне разнузданности армянской общины на юге России - Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области. Ведь именно туда захочет перебраться определенная часть армян, покидающих Карабах и не желающая осесть в Армении. Вот на такую незавидную судьбу обрекли свой народ недальновидные армянские политики в конце 80-х – начале 90-х годов.
Между тем в армянском социуме необратимо ускоряется процесс вражды между ереванскими и карабахскими армянами. Проклятия в адрес азербайджанцев и русских стремительно перестают быть трендом, уступая место взаимным обвинениям между двумя армянскими общностями.
«Карабах им был не нужен, Карабах был всего лишь средством для грабежа, способом закрыть людям глаза и рты на их грабежи», – написал заместитель руководителя аппарата премьер-министра Армении Тарон Чахоян на своей странице в Facebook, комментируя действия карабахского клана в Армении.
«Кровь Ераблура на твоей шее Бако Саакян, на твоей и твоих генералов, начиная с Сержа Саргсяна до Роберта Кочаряна», - об этом заявил карабахский «активист» Артур Осипян, обращаясь к главарям незаконной хунты.
«Отстаньте, я у себя в стране», - отмахивается молодая мама, жительница Еревана от назойливых реваншистов и карабахских армян - участников протестов, призывающих людей на улицах к ним присоединиться.
И наконец, очень показательно заявление спикера Национального собрания Армении Алена Симоняна. «Хотим использовать этот исторический шанс. Вечная война никому не нужна. Мы готовы к этому», - сказал он в эфире Общественного телевидения. Это хорошее заявление. Симонян фактически назвал шансом успех антитеррористических мероприятий ВС Азербайджана.
В то же время будет оставаться реваншистская прослойка. Вот уже сейчас на глаза мне попался чей-то статус о том, что нынешняя эвакуация армян в Армению - это ничто иное, как перегруппировка… Впрочем, если даже абстрагироваться от нездоровых людей и мыслей, нам нельзя питать излишних иллюзий. Ведь не секрет, что правительство Армении увеличивает военный бюджет. Сбросить с себя карабахский груз еще не значит отбросить идею ненависти к тюркам навсегда. В этой связи, пожалуй, одним из главных вопросов является следующий - как карабахская авантюра будет описываться в армянских учебниках истории? От этого зависит очень многое.