Баку и Токио диверсифицируют деловую повестку Обзор Caliber.Az
В последние годы Азербайджан форсировал работу по проектам в сфере «зеленой» энергетики, энергоэффективности и внедрению цифровых, инновационных трендов в индустрии. Причем масштабные строительные начинания в Карабахском регионе выступают в роли драйвера перечисленных выше преобразований. В числе важных партнеров нашей страны по развитию этих трендов выступает Япония: об успешности партнерства наших стран свидетельствует статистика товарооборота за прошлый год, согласно которой темпы торговли возросли почти на 50%. Об успехах и дальнейших перспективах азербайджано-японского сотрудничества зашла речь в ходе официального приема в японском посольстве в Баку, посвященного государственному празднику Японии — дню рождения японского императора Нарухито.
В силу существенных отличий рынков двух стран, а также географической удаленности, увеличивающей «плечо доставки», азербайджано-японские торгово-экономические связи носят достаточно специфический характер. Основу взаимной торговли традиционно составлял японский импорт — автомобили, электроника и электротехника, различное оборудование для промышленности и электроэнергетики, а также металлы, лекарства, химическая продукция и т. д. Торговый дисбаланс был связан с тем, что Азербайджан практически не экспортировал в Японию углеводородное сырье и продукты нефтехимии, а отечественные поставки несырьевого сектора были крайне незначительны.
Что касается инвестиционной компоненты, то и здесь доминировал японский капитал, представленный в основном в добывающей и нефтетранспортной сферах. Так, компании из Страны восходящего солнца были участниками еще первого Контракта века и участвовали в капитализации проекта экспортного нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. А в сентябре 2017 года в рамках нового контракта на дальнейшую разработку блока Азери — Чираг — Гюнешли (АЧГ) до 2050 года доля участия японских Inpex Corp. и ITOCHU Oil составила соответственно 9,31% и 3,65%.
Существенную роль в развитии экономического сотрудничества между двумя странами сыграло участие японских компаний в многочисленных тендерах на поставку промышленного, энергетического, транспортного и иного оборудования, строительство предприятий и т. д. Наиболее крупным проектом с участием японских подрядчиков стало двухэтапное строительство (в 2004 и 2019 годах) парогазовых ТЭС «Шимал» и «Шимал-2» в поселке Шувелан Хазарского района. Подряд по строительным работам был исполнен японской компанией Toyo Engineering Corporation, а энергооборудование и парогазовые генераторы общей мощностью 800 МВт были поставлены и смонтированы альянсом Mitsui/Mitsubishi за счет льготного кредита Японского банка международного сотрудничества (JBIC) на сумму свыше $275 млн со сроком погашения в течение 40 лет.
Не менее активно развивались двусторонние связи, основанные на реализации пилотных начинаний, финансируемых правительством Японии. Так, с начала сотрудничества в 90-х годах и до 2023 года было реализовано порядка 278 грантовых проектов в области образования, поставок медицинского оборудования, а также в сферах сельского хозяйства, водоснабжения и ирригационной системы в 56 районах Азербайджана.
После победы Азербайджана в Отечественной войне 2020 года, завершившейся окончательным восстановлением территориальной целостности нашей страны и последующим возрождением Карабахского региона, сотрудничество с Японией обрело второе дыхание. Японские компании участвуют в различных проектах на освобожденных от оккупации территориях, а также в секторе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в сфере инноваций и цифровизации коммунальных и иных городских систем. Эти начинания, а также стремление двух стран диверсифицировать деловые связи способствовали заметному росту во взаимной торговле.
Согласно информации, предоставленной Caliber.Az в Министерстве экономики Азербайджана, по темпам роста азербайджано-японский торговый оборот в минувшем году демонстрировал небывалый подъем и достиг $452,15 млн. Основу японского импорта в 2023 году составили автотранспортные средства и запчасти к ним (в основном легковые автомобили), трубы и иные изделия из черных металлов, технологическое оборудование, механические устройства и детали, оптические, медицинские, фотографические и прецизионные приборы, электрооборудование, а также фармацевтическая и иная продукция. В свою очередь азербайджанский экспорт в основном представлен продукцией виноделия, переработанными плодоовощными и другими товарами пищевой промышленности.
«В прошлом году товарооборот между Азербайджаном и Японией увеличился на 49%, и мы рассчитываем на дальнейший рост торговли между двумя странами, в том числе имеется немалый потенциал для расширения сотрудничества в ненефтяном секторе и сфере услуг. Расширению двусторонних деловых связей также способствуют усилия по содействию экспорту производимой в промышленных зонах Азербайджана продукции на японский рынок, а также привлечение японских компаний к инвестиционным проектам в этих промышленных кластерах», — сообщил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Эльнур Мамедов, принявший участие на официальном приеме в посольстве Японии в Баку по случаю государственного праздника Страны восходящего солнца.
Расширению двусторонних деловых связей также способствуют усилия по содействию экспорту производимой в промышленных зонах Азербайджана продукции на японский рынок, а также привлечение японских компаний к инвестиционным проектам в этих промышленных кластерах. Как отметил замминистра МИД, позитивные итоги переговоров вокруг соглашения о поощрении и защите инвестиций между Азербайджаном и Японией также внесут важный вклад в увеличение инвестиционного потока.
Перспективным полем для расширения двустороннего сотрудничества видится сектор ВИЭ: так, с 2021 года Минэнерго при поддержке японской консалтинговой компании TEPSCO вело работы по разработке проекта концепции «Зоны зеленой энергии» на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана. Так, уже разработан генплан будущей «Зоны зеленой энергии», где на базе концепции расписан конкретный сценарий по созданию необходимых генерирующих мощностей ВИЭ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, разработаны оптимальные варианты использования солнечной, ветровой, гидроэнергетики. В целом, по оценкам японских специалистов, в Карабахе и Восточном Зангезуре можно генерировать свыше 10 тысяч МВт возобновляемой энергии.
«Сегодня японские компании реализуют различные проекты в энергетической сфере не только в Карабахском регионе, но и в Нахчыванской Автономной Республике», — отметил Эльнур Мамедов.
В прошлом году специалисты японской TEPSCO предоставили Минэнерго АР технические и организационные данные по развитию систем Smart City (умный город) на примере японских городов, таких как Фудзисава, в том числе представлена информация по оптимизации передающих и распределительных сетей для устойчивого электроснабжения в чрезвычайных ситуациях, а также расширение использования компонента ВИЭ. В свою очередь, в середине 2023 года был подписан меморандум о взаимопонимании по проектам в области ВИЭ между Госагентством возобновляемых источников энергии (AREA) при Минэнерго и японской компанией Komaihaltec Inc. В частности, документ предусматривает разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) пилотного проекта, предусматривающего формирование оптимальной системы электро- и теплоснабжения с использованием производства гибридной электроэнергии с применением возобновляемых источников энергии в селах горных районов Азербайджана. Примечательно, что Япония готова сотрудничать с Азербайджаном и в сфере энергоэффективности и климатической повестке.
«Создание зеленого общества в ближайшие годы является важным вызовом не только для Азербайджана, но и для всего мира. В Азербайджане 2024 год объявлен «Годом солидарности во имя зеленого мира», и мы с нетерпением ждем участия Азербайджана в решении актуальных на сегодня проблем, особенно в таких областях, как энергетическая политика», — сказал посол Японии в Азербайджане Ватанабэ Кацуя на официальном приеме. Дипломат добавил, что Япония, используя свой опыт, технологические возможности и навыки, сможет в будущем оказать поддержку в решении этих проблем. В этом плане крайне важно, что Токио поддерживает усилия Баку в рамках проведения климатической конференции ООН — СОР29.
Впрочем, помимо энергетической и экологической повестки, азербайджано-японские инвестиционные связи дополняются компонентами и в сфере ненефтяного сектора. В частности, такие перспективы видятся в сферах информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и транспорта: в том числе речь идет об имплементации богатого японского опыта в области цифровизации различных процессов в сфере промышленности и использования передовых решений для расширения логистической инфраструктуры Среднего коридора.
В последние годы двустороннее сотрудничество дополнилось проектами и в сфере агропереработки: так в Огузском районе Азербайджана реализован проект по производству и сушке табака, в который японским бизнесменом было вложено $2,2 млн. Сотрудничество в табачной сфере имеет гораздо более широкий потенциал, поскольку мировой гигант Japan Tobacco International (JTI), работающий в Азербайджане с 2007 года, продолжает свою деятельность как на местном рынке, так и расширяет экспортные возможности. Подписаны соглашения с крупнейшим азербайджанским производителем сигарет ЗАО Tabaterra о совместном производстве мировых брендов сигарет JTI и их последующем экспорте в страны региона. И, судя по всему, эти проекты получат продолжение: в рамках Давосского экономического форума в январе текущего года состоялись переговоры министра экономики Азербайджана Микаила Джаббарова с президентом и главным исполнительным директором Japan Tobacco International Эдди Пирардом, обсудивших перспективы дальнейшего развития сотрудничества.