Баку, Москва и Тегеран форсируют транзит по коридору «Север-Юг» Обзор Caliber.Az
Расположенный на пересечении ключевых транспортных артерий Евразийского региона Азербайджан максимально полно вовлечен во все логистические проекты, активно способствуя их конвергенции. На днях в Баку было подписано азербайджано-турецко-
Глобальное значение транспортного потенциала Южного Кавказа ощутимо возросло на фоне недавних геополитических изменений, связанных с войной в Украине. Сегодня европейские партнеры Азербайджана переключают на «Средний коридор» маршруты, реализация которых стала невозможна в силу введенных в отношении России санкций. Большинство европейских грузоперевозчиков свернули сотрудничество с Российской железной дорогой (РЖД), а также с российскими портами в Балтийском и Черном морях. В свою очередь, Турция и страны Центральной Азии уже перебросили на «Шелковый путь» значительную часть грузов, в том числе ту часть транзита, которая в прошлом шла по «Северному коридору» через территорию РФ. Даже не присоединившийся к западным санкциям Китай намерен сокращать транспортировку грузов по территории России, чтобы обезопасить своих экспортеров от международных санкций. При этом Пекин дополнительно увеличивает объемы перевалки (речь идет о десятках миллионов тонн грузов) по нескольким комбинированным железнодорожно-морским маршрутам через страны Центральной Азии, Южного Кавказа и далее в Европу. Причем наряду с ж/д коридором Баку-Тбилиси-Карс (БТК) будет активно использоваться перевалка через черноморские порты Грузии и далее в Румынию, Венгрию, Словакию, Чехию с конечной точкой в немецком Мангейме.
При этом заметно возросшая нагрузка на каспийские порты – Актау и Алят в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), а также необходимость увеличения доли перевозок ж/д транспортом (сегодня преобладают автомобильные перевозки) посредством «стальной» магистрали БТК побуждает участников в экстренном порядке решать проблему узких мест инфраструктуры транспортного коридора, упрощать трансграничные и таможенные процедуры, расширять обмен цифровой информацией по транзитным операциям. В этой связи в минувшую пятницу и было подписано соответствующее соглашение между профильными ведомствами Турции, Азербайджана и Грузии.
Однако вопреки усилению санкционного давления на Россию и фактического прекращения торговли со странами Скандинавии и Северной Европы грузоперевозчики из РФ не намерены сворачивать торговое сотрудничество со странами ближнего зарубежья, напротив, прилагают усилия к переброске грузового потока на юг, в направлении Ирана, портов Персидского залива и Индии. Оптимальный сухопутный коридор в этом направлении проходит через Азербайджан, что открывает окно возможностей для кратного расширения транзита грузов по коридору «Север-Юг». Перевалка грузов по данному маршруту (от балтийских гаваней РФ до индийского порта Мумбаи) протяженностью порядка семи тысяч километров занимает порядка трех недель и позволяет сократить транспортные расходы на 30% относительно более протяженного морского пути. По мнению российского эксперта, научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, в складывающихся условиях Азербайджан заметно усилил позицию регионального транзитного моста для вывода российской продукции на международные рынки. Речь прежде всего идет о рынках стран Персидского залива, Ирана, Индии, Пакистана, других государств Азии и т.д.
Однако в отличие от маршрутов «Среднего коридора» транспортная инфраструктура коридора «Север-Юг» пока еще не сформирована в полной мере: несмотря на то, что в марте 2019 года в Иране было завершено строительство 175-километрового участка железной дороги Казвин - Решт, все еще не достроен отрезок в 164 км – Решт - Астара. Это обстоятельство мешает объединению Ардебильской железной дороги с железнодорожными путями Азербайджана и полноценному функционированию коридора «Север-Юг». В последние годы перевалка грузов на этом участке ведется посредством комбинированной железнодорожно-автомобильной схемы с перегрузкой вагонов в Астаре на большегрузные автофуры, что, безусловно, замедляет трафик, снижая рентабельность перевозок. Тем не менее даже в таком усеченном варианте коридор активно осваивается грузоперевозчиками: так, в докризисном 2019 году перевалка грузов (в том числе транзитных из РФ) в Астаре составляла порядка 4,5-5 млн тонн, увеличившись на четверть к 2021 году. В рамках действующей инфраструктуры этот грузопоток может быть увеличен до порядка 7-8 миллионов тонн в год. А после строительства железной дороги от Решта до Астары грузопоток на первых этапах можно увеличить на дополнительные 10-15 млн тонн.
В последний год в целях расширения возможностей МТК начато строительстве нового автомобильного моста на границе, который соединит шоссе Баку - Астара с автомагистралью Ардебиль – Астара - Решт. Однако все еще не полностью завершено строительство железнодорожного терминала в иранской Астаре, а также пока не введен в строй крупнейший в Азербайджане зерновой терминал AstaraGrainTerminal с пропускной способностью свыше 0,5 млн тонн зерна в год (терминал был почти достроен в 2019 году, однако финальные работы задержались из-за пандемии).
Завершение всех этих проектов особенно актуально сегодня, учитывая потребность России к доступу на свободный от санкций транспортный коридор. До недавнего времени основу российского транзита в основном составляла древесина, стройматериалы, зерновые, а с учетом санкционного давления в реверсном направлении в РФ планируется наладить поставки иранских, индийских товаров – продовольствия, ширпотреба, химической продукции, автомобилей, а также грузов из ОАЭ и других торговых хабов региона Персидского залива и стран Юго-Восточной Азии.
В этих целях Россия намерена выделить $1,5 млрд на расширение инфраструктуры по МТК. В Иране в последние месяцы также не раз озвучивали готовность к достройке транспортных коммуникаций и расширению мощностей терминалов на своей территории. Однако эта работа требует оперативных шагов, в противном случае в иранской Астаре может возникнуть эффект «бутылочного горла», когда при наличии сравнительно развитой инфраструктуры на азербайджанской территории увеличивающиеся объемы доставляемого груза будут накапливаться на границе из-за отсутствия в Иране необходимых мощностей терминалов и стыковочных узлов автодорог.
Не менее важными видятся усилия участников соглашения по МТК по унификации законодательства, механизмов администрирования и иных трансграничных и таможенных нормативов и правил в целях ускорения и упрощения транзитного грузопотока. По этому поводу в минувший понедельник в Тегеране руководители таможенных органов Азербайджана, России и Ирана подписали меморандум об облегчении транзита грузов посредством облегчения таможенных процедур. Согласно меморандуму, для упрощения таможенного контроля стороны планируют расширить применение системы электронного обмена информацией, в связи с чем планируется создание специального трехстороннего комитета.
Комментируя итоги встречи в Тегеране, посол Исламской Республики Иран в Азербайджане Сеид Аббас Мусави отметил на своей странице в Twitter важность подписанного меморандума о таможенной конвергенции для прорыва во внешней торговле ИРИ. Посол подчеркнул, что присоединение Индии к данному механизму еще больше стимулирует развитие коридора «Север-Юг». По словам А. Мусави, в ходе переговоров в Тегеране были затронуты перспективы ускорения строительства железнодорожного терминала и реализации проектов новых пограничных мостов, и в этой связи в ближайшее время запланирована встреча министра дорог и градостроительства Ирана и министра цифрового развития и транспорта Азербайджана.
Здесь необходимо отметить, что параллельно с развитием транспортной инфраструктуры в пограничной Астаре, а также в Баку и Тегеране готовятся к реализации иной транспортной альтернативы – прокладки трансграничного участка Зангезурского коридора. Так, 11 марта текущего года, по итогам 15-го заседания азербайджано-иранской межправительственной комиссии, был заключен меморандум о взаимопонимании, предусматривающий создание транспортного сообщения между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахчыванской АР через территорию Ирана. В частности, предусмотрено строительство автомобильной дороги протяженностью в 55 км, а также параллельной ей железнодорожной линии Имишли (Азербайджан) - Парсабад (Иран). С учетом высоких темпов прокладки 110,4-километровой ж/д линии Горадиз - Агбенд, строительство которой запланировано завершить уже к концу 2023 года, у коридора «Север-Юг» в скором времени может появиться еще один альтернативный стык с иранскими железнодорожными коммуникациями через узловую смычку в нахчыванской Джульфе.