Башня Трампа и нефть в придачу: чем Сирия заманивает США? Расклад Шерешевского
Президент США Дональд Трамп объявил о снятии санкций с Сирии. «Я отдам приказ о прекращении санкций против Сирии, чтобы дать им шанс на величие», — объявил Трамп под аплодисменты и бурные овации во время выступления в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. «О, что я делаю для кронпринца!», — сказал он, имея в виду принца Мохаммеда бин Салмана (МБС), фактического правителя страны. Он также отметил, что США снимут все санкции, наложенные на эту страну.
Это заявление выглядит как большая дипломатическая победа нового правительства Сирии, возглавляемого президентом Ахмедом аш-Шараа, лидером «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ). Американские санкции, прежде всего т.н. закон Цезаря, запрещали любые международные сделки с Сирией и вводили против ее торговых партнеров вторичные санкции. Их снятие означает, что в страну может хлынуть поток денег. ООН оценивает масштабы инвестиций, необходимых Сирии для восстановления после гражданской войны, длившейся 13 лет, в 250 млрд долларов.
Сообщается, что Трамп принял это решение после настойчивых просьб влиятельных союзников нового сирийского правительства — Турции и Саудовской Аравии. Обе страны заинтересованы в расширении связей с Дамаском после падения в декабре прошлого года проиранского режима Башара Асада. Природа не терпит пустоты. В новой реальности МБС и президент Турции Эрдоган рассматривают Сирию как зону своего растущего влияния.
Кроме того, Дональд Трамп провел личную встречу с президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа. Белый дом сообщал во вторник, что Трамп согласился «поприветствовать» аш-Шараа в среду в ходе своего визита в Саудовскую Аравию.
Даже несмотря на снятие санкций, добиться масштабных инвестиций будет весьма непросто. Внутри страны время от времени вспыхивают столкновения между этноконфессиональными общинами. В то же время ВВС Израиля систематически бомбят сирийскую территорию, атакуя склады с тяжелым вооружением, оставшемся от прежнего режима Башара Асада, системы ПВО и другие объекты. Поэтому аш-Шараа придется договариваться с Израилем.
Правительство Сирии ведет с Израилем неофициальные переговоры на территории ОАЭ при посредничестве эмиратских дипломатов. Об этом сообщают различные влиятельные издания, например «Аль-Монитор».
Чего хотят сирийцы от Израиля на данном этапе? Этот вопрос задает ветеран израильской журналистики, обладающий связями с израильским руководством, Бен Каспит. Президент Аш-Шараа хочет прекращения авиаударов, ухода Израиля со стратегических позиций в Южной Сирии, оккупированной Израилем, включая гору Хермон, и «прекращения деятельности Израиля, подрывающей усилия по стабилизации и объединению страны».
Что израильтяне хотят от сирийцев? Гарантий безопасности для друзского меньшинства, ограничения влияния в Сирии ее северного соседа — Турции — и демилитаризации района к югу от Дамаска, прилегающего к границе с Израилем. Впрочем, правительство аш-Шараа уже выполнило одно из главных желаний Израиля. Оно вытеснило иранцев и проиранские силы с территории на границе с Израилем и в других частях страны. Иран до сих рассматривался в качестве главного оппонента Израиля.
Друзы — меньшинство, проживающее на территории Сирии и Израиля. Последний добивается разделения территории Сирии на кантоны — друзский и ряд других, чтобы ослабить центральное правительство этой страны и таким образом обеспечить свое влияние к северу от своих границ.
Но сирийский президент, похоже, — прагматик и ловкий политик. Он уже заявил, что в принципе готов пойти на соглашение о признании Израиля в обмен на прекращение бомбардировок и деоккупацию Южной Сирии.
Кроме того, аш-Шараа предлагает Трампу сделку — из тех, что так любит президент США. Он готов предоставить Дональду Трампу, точнее дружественным последнему компаниям, доступ к сирийской нефти, контракты на реконструкцию Сирии, а также он пообещал строительство «башни Трампа» в Дамаске. Такое решение можно рассматривать как способ заинтересовать руководство США и обеспечить его давление на дружественный Америке Израиль, с тем чтобы тот перестал бомбить Сирию.
Это тем более забавно, что основные запасы сирийской нефти находятся в районах, которые контролирует не аш-Шараа, а «Сирийские демократические силы» (СДС) — курдское вооруженное ополчение, которое контролирует треть сирийской территории. СДС не подчиняются правительству в Дамаске. Там же действуют американские военные, которые сотрудничают с СДС. Словом, аш-Шараа продает американцам то, что им и так уже фактически принадлежит. Но он может дать американским компаниям зеленый свет — официальное разрешение на разработку сирийских недр.