Бей своих, чтобы чужие боялись. Или венгры уже «не свои»? ЕС давит на Будапешт
Азербайджан, Грузия, Венгрия. Список стран, на которые в последнее время свободолюбивая, как она любит себя именовать, Европа выточила свой зуб, к которому присовокупила и перо, так сказать. Причем попытки давления осуществляются в идентичном духе для всех адресатов, с четкой направленностью критики вследствие предпринимаемых данными государствами шагов в направлении укрепления суверенитета и национальной независимости. Так, 3 октября была обнародована информация о подготовке Еврокомиссией (ЕК) иска к Венгрии, должного поступить в распоряжение Европейского суда. Причиной чего обрисовано принятие Венгрией некоторое время назад Закона о защите национального суверенитета, в чем лидеры ЕС увидели «нарушение законодательства Евросоюза».
Вот так вот. Говоря словами известного персонажа, «никакого модернизма, никакого абстракционизма». А только присутствие факта недовольства евролидеров (всегда кичащихся декларируемой ими поддержкой прав человека и свобод) шагами официального Будапешта, направленными на укрепление суверенитета страны.
В свете рассматриваемого, напомним, что закон «О защите национального суверенитета» парламент Венгрии принял еще в декабре 2023 г. Основной задачей закона его инициаторы из правящей партии «ФИДЕС» премьер-министра Виктора Орбана определили «снижение рисков зарубежного вмешательства в дела страны», с констатацией предусмотрения тюремного заключения сроком до трех лет «для любого кандидата на выборах, получающего средства из-за границы» и создание органа «в целях мониторинга рисков вмешательства с широкими следственными полномочиями». Что сразу же встрепенуло ЕК, выразившей обеспокоенность по поводу данного закона. Тут как тут оказался и Совет Европы, призвавший Будапешт отказаться от закона вследствие «представления им значительного риска для прав человека».
Однако, несмотря на все эти ангажированные подходы, с января 2024 г. в Венгрии начало функционировать новое правительственное агентство по защите суверенитета. В связи с чем не смог смолчать Госдеп США, зафиксировав «свое беспокойство из-за несовместимости» происшедшего «с нашими общими ценностями демократии, индивидуальной свободы и верховенства закона».
Ну разве не один к одному антивенгерский почерк ЕС напоминает неприкрытое давление на Грузию, о чем сообщал Сaliber.Az? К примеру, аналогично тому, как политические круги Запада в буквальном смысле слова нападали (финансово-идеологически) на Тбилиси из-за принятия парламентом страны закона «О прозрачности иностранного влияния», ЕК вела ту же тактику в преломлении к Будапешту, ультимативно выдвигая требование отказаться от утвержденного документа. Квинтэссенцией чего и стала подготовка ЕК иска к Венгрии с обоснованием, что-де «тщательная оценка ответа венгерских властей по озвученным выше нюансам подтвердила отсутствие рассмотрения большинства выявленных жалоб». Как было проконстатировано, жалобы данного рода «касаются нескольких основных прав, закрепленных в Хартии ЕС: права на уважение частной и семейной жизни, свободы выражения и информации, свободы объединений».
Как же интересно… Чем это, спрашивается, венгерский закон о суверенитете противопоставил себя праву на уважение частно-семейной жизни? Хотя стоит ли удивляться столь отрицательной реакции чиновников ЕС на закон, отражающий интересы венгров, если с аналогичной «обструкцией» Будапешт столкнулся в 2021 г., когда парламент страны принял законопроект о запрете так называемой «гей-пропаганды» в школах, в частности недопустимости обсуждения вопросов гомосексуальности и трансгендерности (смены пола).
В аспекте рассматриваемого, напомним и о летнем (2024 г.) докладе ЕК о верховенстве права, зафиксировавшим, что Венгрия «отстает от демократических стандартов ЕС». Ну а затем ЕС так вообще заморозил финансовую помощь Будапешту на 30 млрд евро, одной из причин чего было обрисовано отсутствие «независимости в судебной системе» страны. Правда, вскоре часть подвергшихся аресту средств все же дошла до Венгрии по очень прозаичной причине. Разморозка оказалась вынужденной, т. к. Брюсселю необходимо было получить согласие венгерского правительства на продолжение военно-финансовой помощи Украине.
Такие вот «брюссельские игры» с прямым обвинением Будапешта в становлении «настоящей системной проблемы». Но, спрашивается, насколько наделение венгерского Управления по защите суверенитета полномочиями на проведение расследования, в том числе, в отношении «любой деятельности, финансируемой из-за рубежа и могущей повлиять на исход выборов, волю избирателей или поддержку такой деятельности», становится «системной проблемой»? Или, скажем, констатация принятия этого закона в ответ «на участившиеся незаконные посягательства на суверенитет Венгрии со стороны иностранных организаций и частных лиц, стремящихся отстаивать свои собственные интересы в Венгрии вопреки национальным интересам и правилам»?
Наверное, всё здесь ясно. И даже не требует каких-то особых комментариев. Поэтому завершим материал фиксацией, что Будапешт, игнорируя финансовые и идеологические «наезды» Брюсселя, продолжает вести независимую политику. Так, 3 октября посол Германии был вызван в МИД Венгрии из-за того, что отдельные его высказывания, включая фразу о «движении страны по пути, уводящему ее прочь от друзей», Будапешт счел «совершенно неприемлемым» и «грубым вмешательством во внутренние дела страны». В свете чего глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил об ожидании Будапештом «уважения со стороны всех иностранных послов, осуществляющих деятельность в нашем государстве».
Тем самым Венгрия продолжает оставаться в ряду держав, которые, несмотря ни на какие препоны, не желают отказываться от отстаивания интересов страны и народа.