Без Макрона: Европа налаживает свои отношения с Азербайджаном Восточный маневр Штайнмайера
Вчерашний звонок президента Германии Штайнмайера Ильхаму Алиеву, в ходе которого лидеры двух крупнейших – в Европе и на Южном Кавказе – стран обсудили в том числе вопросы региональной безопасности, - явная демонстрация желания Берлина выстраивать отношения с Азербайджаном без влияния токсичной проармянской политики Макрона. Это и своего рода признак усталости Европы от постоянных замашек Франции на лидерство в Старом свете с одной только оказией – рентабельность политических планов Макрона, если судить по отдаче, не очень-то высока. А очень явное пристрастие Парижа к реализации армянских интересов, где игнорируются интересы столь важного сейчас для Европы энергетического партнера - Азербайджана уже, по всей видимости, начинает вызывать беспокойство у крупнейшей экономики континентальной Европы.
В ходе телефонного разговора Алиев и Штайнмайер обсудили самые животрепещущие вопросы в отношениях между двумя странами. Помимо перспектив сотрудничества стороны коснулись вопросов региональной безопасности. Франк-Вальтер Штайнмайер подчеркнул, что Германия поддерживает трехсторонний формат Европейский Союз-Азербайджан-Армения при непосредственном участии президента Совета Европейского Союза Шарля Мишеля. Президент Ильхам Алиев также подчеркнул, что высоко оценивает трехсторонние переговоры в Брюсселе.
Этот диалог двух лидеров следует рассматривать как важный знак того, что Берлин не разделяет амбиции Парижа, претендующего на роль модератора отношений Азербайджана и Армении, и в целом - геополитики на Южном Кавказе. Хотя Париж активно пытался доказать свою незаменимость в этом вопросе. Однако не получилось. Реакционная и откровенно проармянская позиция Макрона лишь убедила Баку в том, что Париж на роль объективного посредника явно не тянет. Более того вызывает опасения своей деструктивностью - слишком уж очевидны попытки Франции «взорвать» Южный Кавказ и под предлогом «миротворца» войти в регион. В результате Баку указал Парижу на дверь, хотя очень долго пытался это не делать, надеясь на некое «прояснения сознания» французов.
Такие сомнительные успехи политики Макрона на Южном Кавказе, конечно же, не могли не остаться без внимания других ведущих стран Европы, в частности, ФРГ. Здесь важно отметить, что в последнее время, по мнению экспертов, германо-французские отношения переживают кризис. Противоречия между двумя странами имеют место по многим аспектам – от энергетики до противовоздушной обороны. И в тот момент, когда германо-французский тандем трещит по швам и возрастает значимость Баку в энергетическом сотрудничестве с ЕС, где наша страна начинает играть важную роль в поставках газа, у европейских стран возникает беспокойство – Париж усугубляет отношения с Азербайджаном в угоду Армении, которая представляет сомнительный экономический интерес для ЕС. Да и политический тоже. Более того - Ереван один из крупных грантоедов Брюсселя и потребитель европейских кредитов со смутной перспективой отдачи. Здесь ЕС не видит в такой тактике Макрона ни баланса интересов, ни простейшего здравого смысла. И с этим трудно не согласиться - французские интересы не могут стоять выше общеевропейских. Германию, а если смотреть шире – континентальную Европу больше всего волнует проблема энергетики и безопасности, в то время как французов – личные амбиции.
Естественно, что ситуацию на лачинской дороге президенты Азербайджана и ФРГ в своем разговоре также подробно обсудили. Глава нашего государства отметил, что утверждения Армении о том, что дорога якобы заблокирована, являются ложью, обеспечивается свободное движение по дороге гуманитарных грузов по линии Международного Комитета Красного Креста, а также других гуманитарных грузов.
Уверенный посыл по активному развитию азербайджано-германского сотрудничества и связей, прозвучавший в ходе беседы, сильно контрастирует с откровенным эгоцентризмом Парижа в его диалоге с Баку, предвзятостью в отношениях с Азербайджаном. Между тем Европа видит и принимает ценность и важность Азербайджана как политического, так экономического партнера, со своим уникальным профилем, благодаря своему особому геополитическому расположению, эффективной дипломатической политике, большим энергетическим ресурсам. В этом смысле звонок президента Германии явно показателен и доказывает, что Берлин (да и вся остальная Европа) не желает участвовать во французских авантюрах, которые могут нанести удар по всей системе энергетической безопасности Старого света.