«Чего добились США за период президентства Байдена?» Фархад Мамедов о стратегии Вашингтона по Южному Кавказу
Политолог, глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов в своем Телеграм-канале проанализировал стратегию США по Южному Кавказу.
«Начало президентства Джозефа Джоевича Байдена (январь 2021 года) совпало с окончанием 44-дневной войны и появлением новой реальности на Южном Кавказе. США выглядели тогда полностью выдворенными из региона, все самые основные события произошли без их участия…
Кадровые назначения на позиции по региону вообще растянулись до мая 2021 года, и что-то членораздельное Вашингтон смог сформулировать только летом 2021 года. И то, тогда, когда Россия, имея все карты на руках (монополия в посредничестве между Баку и Ереваном, РМК в Карабахе, контроль над Зангезурским коридором), просто ничего не делала в переговорном процессе, руководствуясь принципом «а куда они денутся?!».
Тогда США через Грузию (!!!) поспособствовали обмену арестованных армянских военнослужащих на карты минных полей. Этим и началось восстановление позиций США в регионе Южного Кавказа. Заметили восклицательные знаки?! Запоминаем, что тогда самым близким государством в регионе в Вашингтоне считали Грузию…
Первые проблески стратегии США нашли отражение в письме Байдена Пашиняну, где был намек на то, что мир с Азербайджаном и Турцией создаст новые возможности. Однако, наряду с этим, США по-своему видели этот мир… Была проведена попытка реанимации МГ ОБСЕ, нескончаемые попытки актуализации темы армян Карабаха без рамок территориальной целостности и суверенитета Азербайджана.
Азербайджан предоставил возможность США стать посредником, однако армяноцентричность подхода Вашингтона создавала рамки самим США, через которые они не только не могли перейти, а даже и думать не смели…
Все увещевания Азербайджана, что мирный договор является единственным выходом из ситуации, и тема армян Карабаха — это внутреннее дело Азербайджана, провисали в воздухе… Ведь при этом сценарии развития событий России становилось меньше в регионе по умолчанию…
В итоге, все опять решилось без участия США, что сильно раздражает Вашингтон…
И что сделали американцы?!
США вместе с ЕС стремятся сформировать свою ось в регионе, делая упор на Армению. Представитель Госдепа Обрайен откровенно отметил, что главная цель саммита США/ЕС-Армения 5 апреля в Брюсселе — ослабить зависимость Армении от России в экономике, энергетике и безопасности… Вот главная цель, и с этим согласен премьер Армении…
Наметили бюджеты в сотни миллионов долларов, высокопоставленных дипломатов посылают раз в неделю, готовят стратегии развития…
И какие же результаты?!
По экономике Армения за 6 месяцев наторговала с Россией на 8,5 млрд долларов!!! 8,5 миллиарда, Карл! Это больше, чем за весь прошлый год!!!
Армения не вышла из ОДКБ, ЕАЭС, СНГ. Армения подала заявку на повышения своего статуса в ШОС.
Армения не собирается пересматривать договор о военной базе и пограничниках России.
Армения теряет субъектность в отношениях с Ираном… Верховный лидер Ирана чертит для Армении транспортные стратегии…
Армения не собирается пересматривать договора с «Росатомом» и «Газпромом» по энергетике и продолжает работать с РЖД.
В пылу своей армяноцентричности США получили натянутые отношения с Азербайджаном — единственным выходом на Центральную Азию, и с Грузией — единственным выходом с региона на Черное море. США не смогли добиться армяно-турецкой нормализации.
К сожалению, в Конгрессе и Сенате США не нашлось ни одного политика, который сравнил бы положение дел США на Южном Кавказе в начале президентства Байдена и в конце! А ведь вопросов к Госдепу тогда будет очень много.
Как так получилось, что в 2024 году у Китая в регионе два стратегических партнера, а у США был целый союзник в лице Грузии, с которым у Вашингтона на сегодня самые худшие отношения!
Ах да, сорри… забыл упомянуть одно достижение США: из аэропорта Звартноц вышли российские пограничники… оставив там систему, через которую они и так все видят…», — пишет Фархад Мамедов.