COP29 в Баку: вода как приоритет для мира Расклад Хазара Ахундова
Климатические изменения оказывают влияние на все страны на всех континентах, приводя к сокращению биоразнообразия, загрязнению атмосферы и почвы, опустыниванию. Наиболее сложные по последствиям проблемы связаны с дефицитом пресной воды и стремительным обмелением природных водоемов. В последние годы эти глобальные вызовы актуализировались и в Азербайджане, где наблюдается снижение уровня рек, в том числе трансграничных, также мелеет Каспийское море. Решение перечисленных задач предусматривает коллективные усилия, и такие шаги предприняты в рамках COP29, в ходе которой состоялся Бакинский водный диалог во имя климатических действий, а по его итогам была принята Декларация о климатических действиях по водным ресурсам.
В последнее десятилетие человечество сталкивается с весьма острой проблемой сокращения запасов пресной воды: согласно данным ЮНЕСКО, в настоящее время всего три-четыре процента водных ресурсов в мире могут быть использованы в качестве источника питьевой воды, и эти запасы иссякают. В результате во всем мире два с лишним миллиарда человек – свыше четверти населения планеты – не имеют доступа к чистым водным ресурсам. Согласно последним исследованиям Института мировых ресурсов, Азербайджан занимает 59-е место среди 164 стран, которые столкнутся с дефицитом водных ресурсов к 2050 году, а также наша страна относится к категории государств с умеренно высоким уровнем риска – порядка 20-40 процентов дефицита воды. Согласно же Национальному отчету Азербайджана, представленному в Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, прогнозируется, что объем водных ресурсов Азербайджана (включая трансграничные водные ресурсы) сократится на 5-10% к 2040 году и на 10-15% к 2070 году. В целях минимизации этих рисков президент Азербайджана Ильхам Алиев в октябре 2024 года утвердил «Национальную стратегию по эффективному использованию водных ресурсов»: в документе представлен комплексный план по реализации приоритетных направлений до 2040 года.
«Изменения климата влияют на процесс круговорота воды в природе, меняя основные параметры глобального гидрологического цикла, усугубляя проблему водных ресурсов во всем мире, — заявил министр экологии и природных ресурсов Азербайджана, президент COP29 Мухтар Бабаев на мероприятии высокого уровня «Вода как спасательный круг для климата, природы и человека». — В Азербайджане эти процессы проявляются в понижении уровня Каспийского моря и сокращении биоразнообразия, и подобная опасная тенденция наблюдается во внутренних водоемах во всем мире». Министр экологии М. Бабаев добавил, что вода играет важную роль в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, таких как сокращение бедности, продовольственная безопасность, сохранение биоразнообразия, в связи с чем председательство COP29 определило защиту водных ресурсов в качестве одного из главных приоритетов действий по борьбе с изменением климата.
Вода играет решающую роль в решении климатических проблем, но, несмотря на это, на протяжении многих лет водная проблема оставалась за рамками глобальных климатических дискуссий. О сложности этой проблемы напомнила и исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Ингер Андерсен: «Без малого 3 млрд человек в мире страдают от нехватки чистой пресной воды, и дефицит водных ресурсов вызывает множество проблем, поэтому мы должны принять меры, и вода должна стать неотъемлемой частью климатических усилий. Суровая правда заключается в том, что многие из обязательств не выполняются ни с точки зрения финансирования, ни с точки зрения действий или комплексных подходов».
Именно поэтому так важен Бакинский диалог по воде, полагает представитель профильной структуры ООН, и мы должны двигаться гораздо быстрее и перейти от секторального подхода к экономике в целом, пересматривать городскую водную инфраструктуру, сельское хозяйство, механизмы использования и хранения воды, а также природные водохранилища. Директор ЮНЕП также отметила, что для обеспечения долгосрочной устойчивости водных ресурсов необходимо также реализовать эффективное управление качеством водных ресурсов, проводить соответствующую политику с учетом пересечения экологических и климатических проблем. Сегодня в этих вопросах произошел коренной перелом, считает Ингер Андерсен: «На состоявшейся в феврале 2024 года шестой Ассамблее ООН по окружающей среде была принята резолюция, направленная на укрепление водной политики и усиление инициатив по управлению водными ресурсами. Из 119 стран, подавших свои национальные цели по биоразнообразию, более 90% включили важные компоненты, имеющие прямое отношение к водным проблемам».
Сегодня можно констатировать, что озвученные в эти дни на COP29 посылы возвели водный вопрос в приоритеты климатической повестки ООН, став базой для формулирования принципов первой Декларации по управлению водными ресурсами. На этой позитивной ноте исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен и министр экологии Мухтар Бабаев подписали протокол о намерениях по инициативе Бакинского диалога «Вода для климатических действий». Было отмечено, что протокол о намерениях обеспечит содействие реализации будущих мероприятий инициативы и приведет к расширению партнерства в рамках Водной декларации. В целом, новая инициатива полностью совпала с озвученной Азербайджаном и рядом других стран и международных организаций позицией по водному вопросу.
Министр окружающей среды Германии Штеффи Лемке сообщила, что Бакинский диалог предоставит важную платформу для обсуждения водных проблем и Германия видит себя в качестве активного участника диалога по воде: «Вода является основным сектором для глобальной цели по адаптации, водная политика должна быть систематически включена в национальные планы адаптации, и мы можем многому научиться друг у друга в области управления водными ресурсами».
Аналогичной позиции придерживается и министр окружающей среды Великобритании Мэри Криг, которая отметила, что Великобритания поддерживает подписанную на COP29 Бакинскую декларацию по воде. Министр напомнила, что Великобритания организовала первый павильон воды еще на конференции COP26, чтобы укрепить значимость этой проблемы в контексте климатических дискуссий, с тех пор внимание к водным вопросам увеличивается, в том числе это продолжается в Баку, где Лондон однозначно приветствует декларацию COP29 по воде.
Примечательно, что принятая в рамках COP29 Бакинская водная декларация также затронула вопрос сокращения уровня Каспийского моря. В последние годы этот водоем стремительно мелеет в силу повышенной испаряемости и невозвращения воды естественным путем через осадки и стоки рек. Уровень Каспия в среднем снижался на 20 см в год, и за минувшие два десятилетия площадь водного зеркала сократилась более чем на 23 тыс. кв. км. Помимо свойственной Каспийскому морю цикличности – периодическому повышению и спаду уровня воды, сказываются антропогенные и техногенные факторы. Основной из них связан с зарегулированностью русла российской реки Волга (обеспечивает порядка 85% всего стока воды в море) гидротехническими объектами, на этой реке построено девять крупнейших водохранилищ, используемых для забора воды в сельскохозяйственных целях и для нужд водоснабжения. Засухи последнего десятилетия кратно увеличили водозабор, что привело к сокращению на 25-30% стоков воды в Каспийское море, аналогичные процессы наблюдались и в двух других важнейших реках каспийского бассейна – Урале и Куре.
«Как вы знаете, уровень Каспийского моря снижается, и после того как Азербайджан был избран председателем COP29, представили тему Каспийского моря на данной климатической платформе с целью поиска взаимоприемлемых путей решения для выхода из этой сложной ситуации», - отметила представитель Водного центра и повестки дня действий Председательства COP29 Кямаля Гусейнли-Абишова, выступая на круглом столе высокого уровня «Вода для климата: интеграция водных решений».