Элиты из пещер Тюркофобия как диагноз
Политическая борьба в Армении в очередной раз вскрыла самую большую язву армянского общества. Если подробнее, то все происходило следующим образом. По мере приближения срока парламентских выборов в стране (июнь 2026 года), участились нападки на действующего премьера Никола Пашиняна со стороны той части (надо сказать, большей) оппозиции, которая представлена карабахским кланом. Особенно активен в этом отношении блок «Армения», которым, как известно, руководит Роберт Кочарян. Депутаты блока уже несколько недель осаждают Пашиняна, выдвигая против него самые разные обвинения — вплоть до коррупции.
Эти выпады отражаются на премьере крайне «болезненно». По его выступлениям в парламенте заметно, как он нервничает, срывается на крик и делает какие-то конвульсивные телодвижения. Впрочем, некоторые комментаторы уверяют, что это его естественное состояние. Суть, однако, не в этом, а в том, что сам Пашинян все-таки сейчас чувствует себя далеко не так уютно, как, скажем, в 2021 году, когда он повторно победил на выборах. Рейтинг его стабильно падает, и это можно увидеть хотя бы по тому, что муниципальные выборы в двух городах, включая второй крупнейший город Армении Гюмри, выиграли оппозиционные партии.
Команде Пашиняна приходится действовать по всем фронтам, включая и ответные выпады против оппонентов. И какой же выпад, какое оскорбление в Армении считается самым тяжелым? Естественно, назвать оппонента «турком». Вот мы и подступаем к главной теме нашего материала.
Итак, во время очередного заседания Национального собрания Армении вице-спикер Акоп Аршакян отметил, что в народе много различных слухов и разговоров, на которые власти не реагируют. В частности, много говорят о том, что отец второго президента РА Роберта Кочаряна являлся турком (азербайджанцем – Ред.) по национальности. «Но ведь мы об этом не говорим. Говорят, что он и его окружение ни для карабахцев, ни для Карабаха ничего не сделали, оставили в свое время эту территорию и переехали в Армению. Люди говорят также, что они предатели без родины, но ведь мы о подобном не говорим», — подчеркнул Аршакян.
Как далее сообщают армянские СМИ, «это вызвало резко негативную реакцию со стороны присутствующего в зале заседаний депутата НС от оппозиционной фракции «Армения» Левона Кочаряна, который встал на защиту своего отца». В ответ Аршакян пообещал вышвырнуть Левона из зала заседаний, после чего фракция «Армения» покинула парламент в полном составе.
На этом, однако, история не закончилась. «Любой, кто называет второго президента Республики Армения и первого президента «арцаха» - человека, удостоенного высшего звания «герой арцаха», участвовавшего в освобождении «арцаха» и сражавшегося за «арцах», а также любого члена его семьи турком, и кто родился просто в результате экономии денег на резинке, должен быть удостоен серьезного и сурового общественного порицания… Из-за таких людей, как вы, мы потеряли свою родину. Вы закрываете страницу «арцаха» с улыбкой на лице, а тех, кто его освободил, считаете турками или недостойными», - такую сочную отповедь дал правящим элитам близкий к карабахскому клану адвокат Роман Ерицян.
Следующий высказавшийся по теме, бывший министр здравоохранения Армении, ныне депутат правящей партии «Гражданский договор» Арсен Торосян, уже переходит на ненормативную лексику: «Я официально заявляю, и это касается всех «бывших», а также всех тех, кто завтра меня, моих коллег по команде и вообще кого-либо в виде оскорбления назовет «турком»… Я… его мать, отца, всё святое, что у него есть, и семью».
Нужно напомнить, что самого Пашиняна также нередко называют турком. Однако тут есть один нюанс. Если в отношении него эпитет «турок» звучит умозрительно, сугубо в качестве оскорбления за его хоть и вялые, но попытки договориться с Баку и Анкарой, то в адрес Роберта Кочаряна это приобретает более осязаемые черты. Не будем сейчас копаться в семейных тайнах второго президента Армении, отметим лишь, что существуют определенные основания считать его по отцу генетическим азербайджанцем. В сети есть материалы на эту тему. Кому интересно, может ознакомиться.
Наша цель – не смаковать пикантные подробности происхождения армянских политиков, а высветить гораздо более серьезную проблему. А именно, очередной всплеск неугасаемой тюркофобии в Армении, которая отражает пещерный уровень сознания армянских политических элит.
Да, слово «турок» или «тюрок» в современном армянском языке является оскорбительным. Причем самое прискорбное заключается в том, что этим «инструментом» пользуются не только махровые националисты, дашнаки и военные преступники (с ними всё ясно – их ненависть к тюркам на поверхности, и именно на ней построена вся их политическая деятельность), но и представители правящей партии, позиционирующие себя либералами, сторонниками мира с соседями, реформаторами общественного дискурса, проводниками идеи «реальной Армении».
Учитывая долгую историю конфликта, можно еще понять, когда такие этнические «ругательства» используют обычные люди, но это совершенно дико выглядит в устах представителей армянской власти, ведущей с Азербайджаном мирные переговоры. Подобное лицемерное поведение представителей партии Пашиняна просто омерзительно. Ведь настоящие сторонники мира, наоборот, постарались бы искоренить в обществе эту тенденцию, подавая ему свой личный пример.
Да, возможно, для некоторых из них это просто средство ударить по оппоненту, а не глубинный поведенческий код, но сам факт того, что они вынуждены идти на эксплуатацию этого образа турка-врага, говорит о том, что они не готовы ломать порочную парадигму тюркофобии, они подыгрывают ей и подпитывают ее, сохраняя армянское общество в плену человеконенавистнических идей и представлений.
А ведь это общество должно будет скоро высказаться по поводу изъятия из конституции претензий на азербайджанские территории. Готово ли армянское общество в нынешнем состоянии сказать решительное «нет» химерам прошлого? Хотелось бы надеяться на то, что ответ будет положительным, но что-то подсказывает, что надежды эти могут оказаться тщетными.