Ереван в тисках Москвы Политика «кнута и пряника» в действии
В политических отношениях между Россией и Арменией, которые претерпели значительное охлаждение, назревает очередной кризис, вызванный откровенно прозападной ориентацией официального Еревана. Так, на днях глава МИД Армении Арарат Мирзоян на встрече с председателем Международного уголовного суда Томоко Аканэ в Гааге заявил о готовности республики к сотрудничеству с МУС с целью укрепления международных правовых норм в рамках участия Еревана в Римском статуте. Напомним, что в октябре 2023 года парламент Армении ратифицировал Римский статут, который вступил в силу для Армении с 1 февраля.
В октябре 2023 года Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест президента РФ Владимира Путина, поэтому в Кремле решение Еревана о ратификации было воспринято как некорректное в контексте армяно-российских отношений. Посему, принимая во внимание крайнюю степень недовольства, проявленную Москвой в связи с данным вопросом, можно было предположить, что высказывания Мирзояна в поддержку Международного уголовного суда не останутся без внимания со стороны России.
И действительно, накануне российские парламентарии не стали посещать Армению для участия в 38-м заседании межпарламентской комиссии, поскольку опасались, что их визит может привести к нежелательным последствиям, вплоть до ареста. А официальный представитель МИД Мария Захарова на брифинге для СМИ жестко раскритиковала готовность Армении сотрудничать с МУС, назвав это прямым ущербом для двусторонних отношений.
«Вынуждена еще раз констатировать, что участие Еревана в Римском статуте МУС на фоне выписанных в Гааге квази-ордеров на арест ряда российских должностных лиц наносит прямой ущерб российско-армянским отношениям. Причем не только символический, но и вполне практический. Если сотрудничество Армении действительно могло бы способствовать укреплению неких международных правовых норм, то, наверное, это еще можно было бы понять, но практика двух десятилетий работы этого псевдосуда говорит об обратном: МУС не помог урегулировать ни один конфликт, которым занимался», — сказала российский дипломат.
Резкие критические замечания, исходящие из Москвы, свидетельствуют о том, что Россия следит за каждым действием своего все еще официального союзника, стремясь вернуть его к осознанию реальности. Вместе с тем, Россия пока не прибегает к каким- то радикальным методам воздействия на Ереван, подключая экономические и политические инструменты. На данный момент Москва применяет тактику «мягкого давления» на Армению, ограничиваясь лишь резкими заявлениями в адрес Еревана, но периодически напоминает Армении, что смена внешнеполитического курса может привести к ситуации, подобной украинской. То есть, намекая, что помимо пряника у нее есть еще и кнут.
По-видимому, подобное отношение Москвы к армянским властям может быть обусловлено тем, что Армения, поддерживая реэкспорт и укрепляя торговые связи, способствует ослаблению санкционного давления, обеспечивая России доступ к дефицитным товарам и технологиям.
Согласно прогнозам некоторых экспертов, объём торговых отношений между Арменией и Россией будет стремительно увеличиваться и к концу года может достичь 14–15 миллиардов долларов.
Помимо тесных экономических отношений, снисходительность Москвы к Еревану обусловлена также тем, что Армения, несмотря на публичные заявления о невозможности дальнейшего пребывания в ОДКБ, фактически не предприняла никаких конкретных действий, направленных на выход из этого военно-политического союза.
Армения формально состоит в ОДКБ, и правительство Никола Пашиняна под различными предлогами затягивает процесс выхода из этой организации. Этот факт был вновь подтверждён недавними высказываниями премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Выступая на заседании парламента, он в очередной раз заявил, что Армения приостановила своё участие в ОДКБ и не проявляет интереса к документам, которые принимаются в рамках этой организации.
«Отношения Еревана и организации перешли точку невозврата. Мы просто не накладываем вето ни на один документ, потому что, по сути, считаем себя вне ОДКБ, пусть делают, что хотят. Эта ситуация делает возвращение Армении в ОДКБ всё более трудным, а то и невозможным. Я думаю, что здесь мы прошли точку необратимости», — сказал армянский премьер.
Напоминаем, что 28 ноября в Астане состоялось очередное заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ в узком составе, от участия в котором отказался Никол Пашинян.
Как видим, Армения, хоть и не принимает участия в мероприятиях ОДКБ, но и не спешит выходить из организации. Она пытается сохранить свои позиции, что называется «усидеть на двух стульях».
Россия в этой ситуации пока действует дипломатично, периодически напоминая Армении о том, что все обязательства ОДКБ по отношению к Армении остаются в силе. С таким заявлением недавно выступил генеральный секретарь организации Имангали Тасмагамбетов. «Армения является нашим союзником. И все наши обязательства по отношению к Армении сохраняются. Она в любой момент может вернуться к полномасштабному участию в организации, каких-то возражений нет», — сказал Тасмагамбетов, фактически намекнув, что у Армении нет вариантов для отступления.
В таком же контексте выступил и глава МИД РФ Сергей Лавров. Он отметил, что Россия не получала официального уведомления о выходе Армении из ОДКБ. По его словам, Москва не стремится навязать Армении членство в организации, но убеждена, что в интересах безопасности республики использовать его в полной мере.
Итак, можно заключить, что стратегия «мягкого давления» на Ереван, проводимая Россией, демонстрирует свою результативность. В связи с этим Москва продолжит применять методы «кнута и пряника», чтобы сохранить влияние на Армению.