ЕС и крах идеи консенсуса Брюссельская элита ввергает Европу в кризис
Как известно, Совет Европы утвердил кандидатов на основные посты в Евросоюзе, но их вступление в должность состоится лишь после утверждения Европарламентом (ЕП). Напомним, что Урсулу фон дер Ляйен выдвинули на «ее» же должность главы Еврокомиссии (ЕК). Антониу Кошту увидели председателем Евросовета, а Кае Каллас, как и ожидалось, «отдали» кресло главы европейской дипломатии.
В целом, данный состав особого удивления не вызвал, т. к. кандидаты были выдвинуты пропорционально цифровым итогам выборов: от Европейской народной партии (ЕНП), социалистов и либералов («Обновленная Европа»). Другое дело, что правые партии, добившиеся значительного успеха, остались вне первых мест в официальных структурах. Как высказался на этот счет премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (ФИДЕС), хотя в ходе выборов в ЕП «в 20 из 27 стран ЕС победили сторонники суверенитета или правые партии, обещавшие перемены, ЕНП вступила в коалицию с левыми и либералами», целью чего является сохранение власти «в руках брюссельской элиты, ввергающей Европу в кризис».
Параллельно премьер-министр Италии, лидер «Братьев Италии» и одна из главных представителей фракции «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR), проявив недовольство «отбрасыванием» ее «в сторону от принятия важных решений», заявила об исчезновении «логики консенсуса». Поскольку, по словам Мелони, лица, посчитавшие себя главными игроками в Евросоюзе, проигнорировали находящихся «на противоположной политической стороне и представляющих нации, считающиеся слишком маленькими, чтобы быть достойными сидеть за столами переговоров».
Польский премьер Дональд Туск постарался как-то смягчить прозвучавший укор, заявив, что «без Италии нет Европы, а без Мелони нет решений». Антониу Кошта же, кандидатуру которого Мелони не поддержала, высказал готовность «тесно сотрудничать» не только с ней, но и «остальными 26 лидерами ЕС». В унисон чему фон дер Ляйен озвучила планы «обращаться к евродепутатам из других фракций» в целях получения поддержки «наиболее широкого большинства в пользу сильной Европы». Вслед за этой констатацией прошла информация о предполагаемом занятии поста вице-председателя ЕК представителем Италии.
Но и в этом случае вряд ли ЕП удастся жить без потрясений, тем более что, как о том говорят наблюдатели, основным вопросом для лиц, которых, скорее всего, парламентарии пропустят на вожделенные должности, станет аспект помощи Украине. То есть получится, что значительное время заседаний ЕП будет уделено именно данному направлению, где позиции правящей коалиции и оппозиции абсолютно противоположны. Каллас уже назвала долгом ЕС «продолжение процесса вступления Украины в НАТО», а Орбан выразил недовольство попытками Евросоюза «втянуть страны сообщества в военные действия в Украине».
Как раз этот нюанс подводит многих аналитиков к мысли о том, что ожидать чего-то созидательного от Европарламента бессмысленно. И здесь, кстати, просматривается такой тонкий момент, что контекст созидательности давно проходит мимо предвыборных программ центристов (правоцентристов). Чья риторика в большей степени уже давно строится по линии «анти». Так, они призывали избирателей голосовать за них не столь во имя тех или иных прогрессивных идей, сколько против линии правых партий, преподносимых не иначе как «ультра» или «радикалами».
Потому эксперты и задаются вопросом – не получит ли данный вектор своего развития и на заседаниях ЕП, где правящая коалиция будет лишь обвинять правых в тех или иных «поползновениях», не предоставляя собственной созидательной программы? Следовательно, даже в случае «любезного усаживания» на те или иные посты представителей оппозиции вряд ли стоит надеяться на некое единство. Тем более что поляризация в Европе на сегодня сильна как никогда. И не только между отдельными странами ЕС, но и внутри большинства государств.
Среди последних примеров – отказ президента Болгарии Румена Радева возглавить делегацию страны на предстоящий в июле 2024 г. саммит НАТО в США, т. к., по его словам, мнение президента было проигнорировано во время выработки делегацией официальной позиции Софии. Причем этот вопрос вызвал жаркие дебаты между болгарскими партиями по принципу отражения прозападной или пророссийской позиции. В целом, Радев неоднократно высказывался в том направлении, что оказание военной помощи Киеву со стороны Запада придает войне в Европе затяжной характер, в свете чего сторонников этой линии именовал «поджигателями войны». Поэтому возможно, что демарш Радева связан непосредственно с его нежеланием участвовать в саммите НАТО, основным лейтмотивом которого, по его убеждению, будет линия на помощь Киеву.
Вместе с тем массы людей уверены, что в нынешней Европе демократия подверглась эрозии. В подтверждение чему приводится заявление ЕС от 27 июня, согласно которому процесс вступления в структуру Грузии «де-факто приостанавливается» из-за принятого парламентом страны закона «О прозрачности иностранного влияния». И где здесь демократия, задаются вопросом некоторые эксперты, исходя из одобрения документа законно избранными депутатами? И получают ответ, что, наверное, там же, где и угрозы в адрес Венгрии, из-за независимой позиции которой ЕС был готов нарушить собственные правила о консенсусе.
Так что продолжаем наблюдать за происходящим на европейской площадке, где с 16 по 19 июля ожидается проведение первой сессии новоизбранного ЕП. Заодно и проверим, насколько сработает обещание Косты «работать и помогать формировать консенсус квалифицированным большинством и, где это возможно, консенсусом, без права вето».
P. S. Пока материал готовился к публикации, стало известно об инициировании Орбаном внутри Европарламента «Патриотического альянса» правых сил, включающего «Австрийскую партию свободы» и чешское движение ANO 2011. По словам Орбана, целью Альянса, становящегося в один ряд с «Идентичность и демократия» (ID) и ECR, видится формирование «новой политической силы — крупнейшего правого ответвления в ЕП», выступающего против «войны, миграции, инфляции и «зелёной» сделки».
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az