«Франция рассматривает Армению как свой ключ к Южному Кавказу» Игорь Игнатченко отвечает Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с кандидатом исторических наук, франковедом, доцентом Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Игорем Игнатченко.
- На днях прошла информация о том, что Франция решила начать поставки летального оружия в Армению. Нарушает ли тем самым Париж общеевропейскую политику не поставлять летальное вооружение в конфликтные регионы?
- Полагаю, что в условиях, когда мир стремительно меняется, а правила игры переписываются на ходу, возможные юридические противоречия вряд ли остановят пыл Франции. В данном случае речь может идти об интерпретациях тех или иных документов, в случае же их полного отсутствия Париж всегда может сослаться на «особый случай» и т.д. Франция как государство обладает огромным историческим опытом в интерпретациях тех или иных документов и умением обернуть ситуацию в свою пользу. Поэтому ожидать от ЕС или НАТО какого-то решительного отпора французским инициативам сейчас вряд ли приходится. Тем более что французы могут заявить своим западным партнерам, что избрали Армению в качестве сдерживающего противовеса амбициям России в регионе и потому их решения законны и отвечают требованиям момента.
- Чем, по-вашему, вызвано столь повышенное внимание французов к нашему региону?
- Франция всегда хотела присутствовать в Закавказье (на Южном Кавказе – ред.), и Армению она сейчас рассматривает как свой ключ к региону. В последние годы эта европейская страна поступательно укрепляла двусторонние отношения с Ереваном. Сейчас, когда Россия занята другими проблемами, появилась уникальная возможность заменить ее влияние в этом регионе на французское, и правительство Франции не намерено упускать такую возможность. Она, как мы знаем, традиционно стремится играть роль великой державы и арбитра в региональных конфликтах.
Решение поставлять летальное оружие в Армению продиктовано, очевидно, желанием углубить сотрудничество и доказать свою важность и состоятельность Армении. Поскольку Франция в последнее время позиционирует себя как главный защитник этой страны в армяно-азербайджанском конфликте, то решение продемонстрировать свою заинтересованность в партнере таким способом вполне логично и вытекает из описанной выше ситуации.
- Так чем больше обусловлены поставки французского вооружения в Армению - ее экономическими интересами и или все же политическими?
- Представляется, что в данном решении прослеживается скорее политический интерес Франции, а именно стремление утвердить свое влияние в Армении, заменить им ослабевающее там российское доминирование, и через нее воздействовать далее на весь регион Южного Кавказа, а возможно, и Северного. Однако определенные экономические интересы тоже наличествуют - стремление находить новые рынки сбыта французской военной продукции по-прежнему актуально. И в данном контексте нынешнее решение французских властей можно расценивать как громкую пиар-акцию.
- Может ли это повлиять на баланс сил в регионе?
- На нынешнем этапе данное решение вряд ли серьезно повлияет на расстановку сил в регионе.