«Грузии следует открыто поддерживать Украину и выступать против России» Реваз Топурия на Caliber.Az
На актуальные для региона Южного Кавказа вопросы Caliber.Az отвечает грузинский политолог, аналитик в сфере международных отношений Реваз Топурия.
- Как известно, Грузия и США приняли десятилетнюю программу военного сотрудничества. Говорит ли это о каких-то особых отношениях двух стран?
- Собственно, давно не секрет и не сюрприз, что Грузия уже много лет тесно связана с США. И еще один шаг – лишь продолжение предыдущего пути, призванного модернизировать военную сферу Грузии. Это поможет нам приблизиться к НАТО, потому однозначно, что путь к членству в альянсе лежит только через США. Хотя, конечно, необходимо согласие и остальных стран-членов.
Между тем США – стратегический партнер Грузии, и в 2008 году на саммите стран в Бухаресте это была та страна, которая мощно лоббировала интересы Грузии, чтобы нам дали карту на вступление. К сожалению, ни мы, ни Украина ее так и не получили. Однако США и сейчас стараются быть на стороне Грузии, помогать не только в плане присоединения к НАТО, но и на двухстороннем уровне.
Следует отметить, что Грузия всегда принимает участие в операциях альянса, и наша страна была самым большим контрибьютором среди других – как членов, так и не входящих в блок.
- Судя по всему, вы уверены в необходимости для Грузии членства в НАТО?
- Некоторое время назад мы провели опрос, и около 70% грузин высказались за присоединение к альянсу, а за вступление в Евросоюз высказались еще больше граждан. В нашей Конституции ясно говорится, что у нас евроатлантический курс. Но, разумеется, все не так легко. Да, мы ускорили подачу заявки на вступление в ЕС и скоро узнаем, дадут ли нам статус кандидата. Это очень емкий процесс – нам нужно имплемитировать от 60 до 70 процентов директив в сфере экономики до 2027 года (количество 400-500). Пока мы приняли около 150-200 регуляций. То же самое насчет Украины и Молдовы. Но ЕС сейчас должен принять политическое решение. Если нам не дадут этот статус, то у населения усилится евроскептицизм, что будет только на руку России.
С НАТО дела обстоят сложнее - никто нам не говорил, когда нас примут. Да, мы реализовали ряд реформ, но у нас проблемы с демократией. Все зависит от хода политических событий и от исхода войны в Украине. Надеюсь, этот процесс для нас закончится успешно. Мы видим НАТО как гарант нашей безопасности, ведь российские войска стоят совсем рядом с Тбилиси и Гори.
- Ваша оценка формата сотрудничества Азербайджан-Турция-Грузия?
- Это три страны, которые должны еще больше сотрудничать. У Грузии очень тесные отношения с Азербайджаном и Турцией. И именно сегодня, когда весь мир изолируется от России, мы должны воспользоваться возникшими возможностями и проложить дополнительный путь к Европе. Я имею в виду сотрудничество в сфере газовой промышленности и других энергоресурсов, а также продовольствия. Очень важно, чтобы все три страны помогали друг другу как в экономической, так и в политической сфере. Пока в этом формате нет России, и это меня устраивает.
- Как вы оцениваете дипломатическую деятельность «Грузинской мечты»?
- По этому поводу не могу сделать комплимент нынешнему правительству, полагая, что когда наши братья-украинцы воюют с Россией, политика Грузии на международной арене должна быть более активной. Нам следует открыто поддерживать Украину и выступать против России. Надо присоединиться к антироссийским санкциям. Хотя бы к тем, к которым возможно, потому что сегодня наша экономика очень зависит от Москвы.
А наблюдаемое бездействие в этом направлении - результат политики «Грузинской мечты», которая за девять лет развернула отечественную экономику в русскую орбиту. А мы должны открыто заявить, что не только украинцы, но и весь мир воюет с Россией, которая, между прочим, оккупировала 20% грузинских земель. К сожалению, наше правительство этого не делает. До сих пор мы не присоединились к санкциям, наши власти недостаточно поддерживают Украину, а в Европе даже не знают, как зовут нашего министра иностранных дел.
Естественно, наше правительство боится, что если Россия проиграет войну в Украине, то начнет предъявлять претензии к Молдове или к Грузии. Считаю, что это неправильная политика, ведь именно сейчас тот момент, которого мы ждали. Когда Россия начала против Грузии военные действия в 2008 году, никто против агрессора никаких санкций не вводил.
- Какие шаги предпринимает правящая «Грузинская мечта» для возвращения Абхазии и Цхинвальского региона?
- К сожалению, не очень много могу сказать об этом, потому что практически ничего не делается в данном направлении. Люди уже и не говорят об этом, их больше беспокоит экономическое развитие страны. Политика Грузии по оккупированным территориям никакая. Собственно, никто даже не думает о войне. Между тем нужно что-то делать, чтобы осетины и абхазы поняли - им лучше жить с грузинами.
- Ну и взгляд со стороны. Насколько, по-вашему, вероятен мир между азербайджанцами и армянами?
- Мир возможен при совместных усилиях обеих стран. И мир нужен не только Армении и Азербайджану, но и всему региону. Ведь на Южном Кавказе и так немало конфликтов, что делает его непривлекательным для инвестиций. Знаю, что и Баку, и Еревану будет нелегко, но если мир будет достигнут, это приведет к значительному экономическому развитию всего региона.
- Как относитесь к нынешнему уровню взаимоотношений Баку и Тбилиси?
- Между нашими странами сложились очень хорошие отношения, мы помогаем друг другу. И началось это не сейчас. Помню, как в 2007 году Россия нас ограничила в энергоресурсах, а Баку очень помог и до сих пор помогает. Между тем Грузия играет роль транзитной стороны, что дает значительные дивиденды Баку.