Грузия: ставка на улицу не сработала Расклад Цхведиани
Вечером в понедельник, 28 октября, перед зданием парламента в Тбилиси прошла акция сторонников оппозиции, протестующих против результатов прошедших в субботу, 26 октября, парламентских выборов, на которых победу одержала «Грузинская мечта». Уже к моменту проведения акции было очевидно, что она не будет иметь никаких последствий. Запад, пусть и с массой оговорок, выборы признал. После этого все заявления как лидеров оппозиции, так и Саломе Зурабишвили о «фальсификациях» и «непризнании» итогов голосования стали просто сотрясением воздуха.
Несмотря на то, что иностранные СМИ 28 октября вновь написали о «массовом» митинге оппозиции, на этот раз он был очень «жиденьким». Не удалось обеспечить даже такой массовости, которая была у предвыборной акции оппозиции 20 октября. А от «революционного» и протестного подъёма весны нынешнего года, когда оппозиция выводила на улицы толпы протестовать против закона об иноагентах, вообще не осталось и следа. Метро и городской транспорт в Тбилиси, которым обычно пользуются протестующие, вечером 28 октября ходили полупустыми. Даже в разгар акции оппозиции операторы и корреспонденты с трудом выбирали ракурсы, чтобы зафиксировать «толпу» перед парламентом. За пределами проспекта Руставели вообще ничто не напоминало о готовящейся «революции».
Протест против «фальсификации» выборов «сдулся», даже не успев толком начаться. Когда лидеры оппозиции и западные СМИ говорили о «грузинском народе, массово вышедшем на улицы против фальсификации выборов», они выдавали желаемое за действительное. Возможно, это был «прощальный митинг» оппозиции. Наверное, по каким-то поводам оппозиционерам ещё удастся собрать протестующих, но особого смысла в этом не будет. Ни к чему, кроме как к полной маргинализации протестов, дальнейшие попытки делать ставку на «улицу» уже не приведут.
Очевидно, что у прозападной оппозиции нет больше никаких шансов повторить 2003 г. с его так называемой «революцией роз». Тогда, напомним, под давлением массовых протестов против фальсификации результатов парламентских выборов Эдуард Шеварднадзе ушел в отставку, а президентом стал Михаил Саакашвили. Как бы к нему ни относиться, но тогда он воспринимался как молодой харизматичный лидер. Сейчас таковых в оппозиционном лагере просто нет. В основном это политики времен президентства Михаила Саакашвили, но с тех пор прошло более 12 лет, и уже пришло другое поколение.
Молодежь 18–20 лет времена Саакашвили просто не помнит, оппозиционные лидеры воспринимаются ею как «люди из прошлого». Тем более не тянет на «вождя революции», ведущего за собой «проевропейски настроенную молодежь», «французская бабушка-пенсионерка» Саломе Зурабишвили, которая говорит по-грузински с акцентом.
На акции перед парламентом одним из лидеров «Единства — Национального движения» Георги Вашадзе от лица оппозиционной коалиции было озвучено требование провести новые выборы при участии некой «международной избирательной администрации», причем ультимативное. Подобными заявлениями оппозиция больше дискредитирует себя в глазах большинства населения Грузии. Она прямо потребовала упразднения суверенитета своей страны и ее превращения в колонию, контролируемую извне. Как иначе назвать предлагаемую оппозицией «международную избирательную администрацию», как не органом внешнего управления? Получается, лидеры оппозиции принципиально не доверяют решение судьбы Грузии самим грузинам, и нужны внешние хозяева, контролёры и надсмотрщики? Лучшего «предложения», которое дискредитирует лидеров оппозиции и выставляет их как врагов независимости Грузии, трудно было выдумать даже «Грузинской мечте» — и грамотные пропагандисты в случае чего сумеют это донести до населения.
Также на митинге 28 октября участвовавшие в нем лидеры оппозиции заявили, что отказываются войти в парламент и сдадут депутатские мандаты. Однако это вряд ли им удастся сделать согласованно. Не сумев объединиться накануне выборов, оппозиция вряд ли сможет проводить согласованную политику после них, тем более потерпев поражение. В среде оппозиции вполне может произойти раскол. Когда начнутся «перебежки» из оппозиционного лагеря к «Грузинской мечте» — лишь вопрос времени.
Можно даже предположить, кто из политиков мог бы присоединиться к «Грузинской мечте», не испытывая особой тоски по «европейским ценностям». Это партия бывшего «мечтателя», экс-премьера Георгия Гахария. Само участие этой политической силы как оппозиционной в качестве «отдельной колонны» на выборах было с точки зрения политтехнологии полностью оправдано, если бы оппозиция победила. Тогда бы к партии Гахария присоединились остатки «разгромленной» на выборах «Грузинской мечты» и значительная часть бюрократии, обеспечив прозападным силам тотальное доминирование в политической сфере Грузии.
Однако после того как «Грузинская мечта» вместо поражения одержала победу на выборах, особого смысла в партии Георгия Гахария уже нет. Тем более, что саму «европейскую идею» оппозиционеры маргинализируют в глазах граждан Грузии прямо на глазах. Поэтому теоретически можно ожидать в том или ином виде «возвращение блудного сына» Гахария к «Грузинской мечте». Не исключено, что к правящей партии будут ситуативно примыкать и депутаты из других оппозиционных сил. При грамотной работе в случае голосования за важные законопроекты «Грузинская мечта» может в итоге получить в парламенте конституционное большинство.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az