Ирано-израильское противостояние переходит в горячую фазу? Расклад Михаила Магида
События последних недель в значительной мере отвлекли внимание международной общественности от того, что происходит на Ближнем Востоке - одном из самых взрывоопасных регионов планеты. К сожалению, интенсивность конфликтов там не уменьшается.
Два события последних дней снова заставили пристально вглядеться в то, что происходит в том регионе.
Во-первых, возникла внезапная пауза в переговорах с Ираном по ядерной сделке (сделка означает снятие с Ирана экономических санкций в обмен на его отказ от программы ядерных вооружений). В них принимают участие США и пять других держав, включая Россию. Дело в том, что Россия - важный участник этих многосторонних переговоров - выдвинула требование к США и их союзникам устранить любую возможность санкций в отношении торговли между РФ и Ираном после заключения сделки. Западные страны отказались предоставить Москве такие гарантии.
Однако, сегодня кажется, что этот кризис в целом преодолен после визита в Москву министра иностранных дел Ирана Хоссейна Амира-Абдоллахиана. Похоже, Россия смягчила требования, указав на то, что готова к участию в многосторонней ядерной сделке на условиях соглашения 2015 года, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (JCPOA). Это означает переработку обогащенного иранцами урана и помощь в модернизации и конверсии иранского ядерного завода в Фордо. На эти операции США не станут накладывать санкции. Вероятно, иранцы, заинтересованные в возобновлении ядерной сделки с американцами (это позволит им в несколько раз увеличить экспорт нефти и спасти разоренную санкциями экономику), указали на свои интересы в ходе переговоров в Москве, и в Кремле приняли решение не ссориться с союзником.
Во-вторых, это ракетный обстрел Ираном строящегося здания американского консульства в Иракском Курдистане, в городе Эрбиль. В ночь на 13 марта Иран выпустил 10 баллистических ракет по тому району - обошлось без человеческих жертв. Нападение было интерпретировано наблюдателями как ответ на израильские бомбардировки Сирии, в ходе которых были убиты несколько высокопоставленных иранских офицеров, и, одновременно, как попытка оказания давления на США с целью ускорить переговоры по ядерной сделке - типичный политический язык Ирана.
Однако, сегодня выясняются новые подробности, которые могут заставить несколько изменить взгляд на причины иранской атаки на Эрбиль.
Один из крупнейших израильских специалистов по вопросам безопасности, публицист и военно-политический аналитик Амос Харель указывает на то, что ранее сотни иранских беспилотников были уничтожены в результате атаки, приписываемой Израилю. По его сведениям, шесть израильских беспилотников нанесли удар по базе на западе Ирана, что могло послужить мотивом для ракетного удара Тегерана по Эрбилю. Тегеран обвинил в этом нападении Израиль, но тот не признал свою ответственность.
До начала этой недели ни одна из стран даже не упоминала об израильской бомбардировке Ирана. Впервые о ней сообщил в воскресенье ливанский телеканал Al Mayadeen, который имеет связи с Ираном. По данным Al Mayadeen, именно это нападение стало причиной субботней ракетной атаки Ирана на Эрбиль, столицу Иракского Курдистана. По данным телеканала, обстрел был местью Ирана за бомбардировку базы беспилотников вблизи иранского города Керманшах.
Иран публично взял на себя ответственность за атаку в Эрбиле, которая, по его словам, была направлена на израильскую военную базу. Правительство Иракского Курдистана отрицает это, заявляя, что ракеты попали в гражданский объект.
Таким образом, обстрелы Эрбиля (Иран считает себя вправе атаковать не только Израиль, но и любых его союзников, включая американцев, в ответ на израильские атаки) указывают на растущую напряженность и фактическую войну малой интенсивности, которая ведется между Ираном и Израилем - двумя главными антагонистами на Ближнем Востоке.
Ирано-израильский конфликт имеет множество измерений - военное, дипломатическое, экономическое. Он разворачивается на огромном театре военных действий, который включает в себя практически все регионы Ближнего Востока.
В 2022 году горячей точкой указанного противостояния может стать Ливан. Эта страна находится под значительным влиянием, если не контролем Ирана и проиранской ливанской шиитской милиции (и одновременно политической партии) Хезболла. Иранцы строят в Ливане подземные предприятия для производства высокоточных ракет и дронов, чтобы вооружить ими Хезболлу и позволить ей более активно противостоять Израилю. В свою очередь в Израиле считают начало массового производства Хезболлой этих видов вооружений красной линией, после которой могут начаться массированные израильские военные операции в Ливане.
На фоне конфликта в Украине США могут воздействовать на Израиль и Иран с целью минимизации вооруженного противостояния (американцам сегодня не нужны проблемы на Ближнем Востоке). Но, как показывают последние события, им это не слишком хорошо удается.