Корсика в ожидании спасения от Франции Миссия выполнима
Геополитическая карта мира постоянно претерпевает изменения, и новые сценарии, которые возникают из этих динамических процессов, требуют внимательного анализа и комплексного подхода. В этом контексте остров Корсика (по сути – колония) - территория с богатой историей и уникальной культурной средой, представляет собой пример сложного геополитического случая.
За исключением периода правления Наполеона Бонапарта, вся история насильственного нахождения острова в составе Франции представляет собой череду нескончаемой борьбы. Борьбу за свои права, за автономию (даже не за независимость), за сохранение языка. Кстати, о последнем. Корсиканский язык, как считает большая часть французских исследователей, это испорченная версия итальянского. С XVIII века, как Корсика против своей воли оказалась в составе Франции, Париж вел беспощадную войну с корсиканским языком. Ведет ее он и поныне, несмотря на принятие в 1992 году Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, узаконивавшей неотъемлемое право использовать региональные языки в частной и общественной жизни. Французы пытались помешать принятию хартии, но безуспешно – она была принята большинством государств членов Совета Европы.
Масла в огонь подливает и более низкий – по сравнению с материковой Францией - уровень жизни и, параллельно, высокий уровень безработицы. Согласно данным Национального института статистики, каждый четвертый молодой корсиканец – безработный. У корсиканцев меньше возможностей устроить свою жизнь, чем на «материке». И это в то время, когда Корсика – одно из самых популярных туристических направлений Старого света. Корсиканцы справедливо обвиняют Париж в том, что тот не желает тратить на них свое внимание и финансовые средства. Поэтому неудивительно, что жители острова не прекращают лоббировать идеи более широкой автономии (а то и национальной независимости) как на политическом уровне, так и вооруженным путем – на Корсике регулярно происходят массовые протесты, который жестоко подавляются присланными из Парижа войсками.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Франция, как известно, с самого начала армяно-азербайджанского конфликта занимала откровенно проармянскую позицию. Но, «нежная сестринская» любовь лишила французов не только возможности адекватно воспринимать ситуацию в нашем регионе, но и зрения. Администрация Макрона отказывается принимать во внимание не только жесты доброй воли Азербайджана (как то – предложение вернуть гражданство не запятнавшим себя военными преступлениями карабахским армянам, приглашение на диалог в Баку и т.д.), но и ту колоссальную работу, которую азербайджанская сторона уже провела в Карабахском регионе за последние два с половиной года. В отличие от Парижа, махнувшего рукой на Корсику и рассматривающего остров лишь как часть «империи», Азербайджан тратит миллиарды долларов на то, чтобы вернуть жизнь на освобожденные территории и даже больше – сделать ее лучше, чем она была до оккупации.
Тут мы подошли, пожалуй, к главному. Как нам кажется, столь важные, но не всегда эффективные европейские структуры, как ОБСЕ и ПАСЕ, не уделяют проблеме корсиканского народа должного внимания. Мы понимаем, конечно, что Франция – один из столпов и локомотивов ЕС, но финансово-экономическая мощь не должна оттеснять фундаментальные права человека, которые повсеместно нарушаются Парижем на Корсике. Почему бы, например, постоянному представителю Азербайджана в ОБСЕ не инициировать вопрос организации миссии по сбору фактов на Корсике? Да и ПАСЕ могла бы помочь с отправкой мониторинговой миссии на остров. Миссия способствовала бы глубокому пониманию ситуации, обеспечивая более прозрачное и объективное представление о текущих условиях жизни корсиканцев. И это не утопия. Отчего же – если Францию больше заботит судьба 30 тысяч армян Карабаха, а на положение 330 000 корсиканцев ей плевать, то это не значит, что плевать и всему миру. Кто-то должен возвысить голос в защиту этих людей. Почему бы не Азербайджану, тем более, возглавляющему Движение неприсоединения – организацию, призванную защищать справедливость и международное право.
Активная позиция Азербайджана в этом вопросе послужит примером другим международным акторам в плане активного участия в решении сложных вопросов. Более того, это продемонстрирует, что каждая страна, независимо от размера или географического положения, способна внести вклад в международные усилия по поддержанию угнетенных стран и народов.
Важно также отметить, что возможное предложение организовать миссии на Корсику не может быть рассмотрено в отрыве от более широкого контекста. Это предложение должно стать частью международных усилий по обеспечению справедливости и равенства для всех, исключая возможность двойных стандартов. В этом смысле, подобные миссии, особенно когда они происходят в таких экономически развитых странах, как Франция, послужат мощным сигналом о том, что вопросы уважения и защита меньшинств остаются важными и актуальными. В конце концов, подобные миссии если и не помогут решить проблемы корсиканцев, то, по меньшей мере, сыграют определенную роль в установлении диалога между Парижем и Аяччо.