Крах Асада и боль Армении И цена разговорам о западной ориентации Еревана
Кардинальная и быстрая смена власти в Сирии, бегство многолетнего президента этой страны Башара Асада с семьей, неожиданно стремительно развалившаяся сирийская армия — всё это темы, продолжающие оставаться основными в ведущих мировых СМИ. Журналисты, политики, политологи озвучивают разные версии о причинах случившегося, и делают прогнозы на предмет будущего Сирии. При этом все они сходятся в том, что главными проигравшими сторонами от падения режима Башара Асада являются Иран и Россия. Но не только они. В этот список следует также добавить и Армению. И для этого есть масса оснований.
Как мы уже сообщали накануне в своем Телеграм-канале, в Армении горько переживают по поводу стремительного и для многих неожиданного падения режима Асада в Сирии. И вот уже пропашиняновские паблики так зашлись в своей проасадовской истерии, что в очередной раз выплеснули наружу свою фашистскую сущность. Так, небезызвестный канал «Инфотека 24» опубликовал пост следующего содержания: «Узбеки, таджики, чеченцы и прочие террористы в Латакии. Национальная составляющая «сирийской оппозиции» под большим вопросом». Как видим, армянские проправительственные ресурсы сразу целые народы – узбеков, таджиков, чеченцев – записали в террористы. Впрочем, а что тут удивительного? Налицо национализм и антиисламская суть армянского общества и государства, и проправительственные Телеграм-каналы тут не исключение.
Действительно, от стремительных перемен в Сирии проиграли и Армения как государство, и армянская община. Начну, пожалуй, с последней. К началу сирийской войны в 2011 году, по разным данным, в этой стране проживало около 100 тысяч армян, большинство из которых было сосредоточено в Алеппо (около 60 тыс.), Дамаске (около 6-7 тыс.), Латакии и других областях (более 30 тыс. человек). По последним данным, в Сирии проживает порядка 30 000 армян, большинство из них живут в Алеппо.
Кстати, именно в этом городе родился первый президент Армении Левон Тер-Петросян, а его отец, Акоп Тер-Петросян, был одним из основателей Компартии Сирии и Ливана. Также замечу, что в Сирии действуют местные органы традиционных армянских партий — АРФ «Дашнакцутюн» и СДП «Гнчакян». Обе эти партии имеют ярко выраженное террористическое прошлое. Члены этих партий не раз совершали теракты против турецких дипломатов. Кроме того, именно они стояли во главе волны терактов в различных городах Европы, целью которых было признание миром мифического «геноцида армян». И эти партии весьма комфортно себя чувствовали в асадовской Сирии. У них, например, была своя квота на прохождение в сирийский Народный совет (парламент). Вот и на состоявшихся 15 июля выборах в сирийский парламент мандат по этой квоте, как единый кандидат от армянской общины, обрела Мария Габриелян. Помню, что с избранием ее поздравил и представитель Верховного органа АРФ «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян. Он указал, что М. Габриелян является его соратником по партии.
Еще один штрих: в 2022 году СДП «Гнчакян» отмечала свое 135-летие. И поздравление им направил премьер-министр Армении Никол Пашинян. Он подчеркнул тогда, что «неоценим вклад партии в сохранение армянской идентичности, в укрепление связей Армения-арцах-диаспора». Да, уже после поражения Армении в 44-дневной войне, после подписания Пашиняном Трехстороннего заявления, он делал такие провокационные заявления, поздравляя откровенно террористическую партию и рассуждая про мифический «арцах».
Кстати, в апреле прошлого и нынешнего года Пашинян направлял поздравления президенту Башару Асаду в связи с Днëм независимости Сирии. В этом контексте можно напомнить и про службу армянских военных в Алеппо. Как мы помним, Пашинян послал в Сирию контингент из 83 человек в 2019 году. Официально — для разминирования, но по факту этот отряд был направлен на поддержку режима Асада, он оказывал поддержку действиям сирийской армии и добавлял легитимности режиму Асада.
Но не только у Пашиняна были тесные отношения со свергнутым сирийским диктатором. На днях бывший пресс-секретарь третьего президента Армении Самвел Фарманян вспомнил один эпизод из встречи Сержа Саргсяна с Башаром Асадом. В соцсети он написал о беседе лидеров Армении и Сирии в июне 2009 года в Ереване.
Мол, тогда Башар Асад говорил о примирении с Анкарой и турецкой концепции «ноль проблем с соседями», выдвинутой тогдашним главой МИД Турции Ахметом Давутоглу. Далее, как утверждает Фарманян, последовал ответ Саргсяна: «Вы плохо знаете турок. Придет время, и будем судить по результатам». А уже в 2014 году Фарманян, будучи депутатом, во главе парламентской делегации побывал в Дамаске. Он вспоминает, что в Сирии уже шла гражданская война и царил хаос. Делегация из Армении встретилась с Асадом, и президент САР в конце встречи признался: «Я очень хорошо помню нашу беседу в Ереване. Передайте господину президенту, что он был прав, мы плохо знали турок». Как видим, у бывшего карабахского сепаратиста, третьего президента Армении Саргсяна были с Асадом не просто деловые, но и дружеские, доверительные отношения.
Следует также напомнить, что в 2009 году в ходе визита Асада в Ереван католикос всех армян Гарегин II вручил ему самую высокую награду армянской церкви — Крест Святого Георгия. По распространенному из Эчмиадзина заявлению, эта награда присуждается президенту Сирии за поддержку армян, Армении и развития отношений двух стран. Гарегин II заявил, что армянский народ никогда не забудет ту историческую поддержку, которую Сирия оказала армянам в ходе событий 1915 года.
И неудивительно, что асадовская Сирия всегда занимала проармянскую позицию и выступала против Азербайджана. В пику Азербайджану и Турции в вопросе Кашмира Асад поддерживал не Пакистан, а Индию. Также он поддерживал сепаратистов на Кавказе — включая Абхазию и Южную Осетию. Заметим, что асадовская Сирия в рамках Организации исламского сотрудничества (ОИС) выступала против интересов Азербайджана, пыталась блокировать резолюции, касающиеся Армении, и не присоединялась к принятым документам. Не следует забывать и о том, что в ходе голосования 14 марта 2008 года в Генеральной ассамблее ООН по представленной Азербайджаном резолюции «О положении на оккупированных территориях Азербайджана» Сирия (и Иран) избрала скрытную тактику и уклонилась от голосования, поддержав тем самым оккупационную политику Еревана.
Но и это еще не все. Башар Асад лично участвовал в кампании дезинформации против Азербайджана в ходе 44-дневной войны. Он утверждал, что «боевики из Сирии участвовали в войне на стороне Азербайджана». Это была примитивная ложь. Ибо Азербайджан в ходе 44-дневной войны не задействовал даже все свои боеспособные части. У нас был собственный, хорошо обученный, рвавшийся в бой резерв. Но победа была достигнута без его использования. Почему же врал Башар Асад? Потому что он всегда был настроен проармянски. Настолько, что тиражировал примитивную антиазербайджанскую ложь.
Истина же состоит в том, что в свое время террористическая «Бригада Нубара Озаняна», созданная в 2019 году и названная в честь боевика YPG Нубара Озаняна, выступила с заявлением о поддержке армян после антитеррористических мероприятий, проведенных азербайджанской армией в Карабахе. Эта группировка, связанная со спецслужбами Сирии и Армении, угрожала Азербайджану и заявила, что будет вести себя жестко и бескомпромиссно в отношении Азербайджана. Кстати, сам Озанян в июле 2015 года был одним из ведущих кадров «Международного батальона свободы» (IFB) в Сирии. Он обучал армянских, арабских, палестинских, греческих, канадских, бельгийских и французских иностранных террористов, являющихся членами IFB. В 1991-1992 годах Озанян находился в Карабахе, где принимал участие в террористической войне против Азербайджана.
Вот кому покровительствовал Башар Асад. Вот она, истинная цена разговорам о «западной» и «демократической» ориентации пашиняновской Армении. Всё это блеф. Все годы войны в Сирии официальный Ереван и армянское лобби по всему миру оказывали режиму Асада политическую и военную поддержку. Но это не спасло Асада.
Сегодня перед нами два поразительно похожих политика — Пашинян и Асад. В том числе и в плане коварства, изворотливости, лицемерия, показного миролюбия, а также в плане плохо скрываемой тюркофобии и азербайджанофобии. И именно поэтому в Армении и в рядах мирового армянства ныне царят печаль и уныние в связи с крахом режима Башара Асада.