Лавров грозит Армении Америкой Сигналы российской дипломатии
16 мая министр иностранных дел России Сергей Лавров дал интервью телеканалу «Царьград». Вопросы ведущего в основном касались противостояния России с Западом. Любопытно, что главный российский дипломат во время интервью допустил по отношению к немецким и французским руководителям ряд некорректных высказываний, которые, по замыслу собеседников, были подготовлены и оправданы первым же вопросом ведущего - о резком снижении уровня и качества дипломатического этикета в западном мире.
Нам же представляется более важным разобраться с мыслями Лаврова об отношениях с Арменией, которые он озвучил в контексте более широкого вопроса относительно действий Запада по раскачиванию ситуации в республиках бывшего СССР. Глава российского МИД заявил дословно следующее: «Мы были готовы точно так же помогать (как Казахстану – ред.) и такому члену ОДКБ, как Армения. И осенью прошлого года к саммиту ОДКБ в Ереване был подготовлен документ о развёртывании миссии наблюдателей ОДКБ на армянской территории в соответствии с просьбой наших армянских союзников. Документ был полностью согласован на уровне министров иностранных дел. Потом в последний момент, уже на самом саммите, армянские друзья попросили отложить его принятие. До сих пор он остаётся в бумажном виде и не может реализоваться. Но если бы Ереван подтвердил то, что уже согласовано, я убеждён: Армения выиграла бы и получила бы более стабильную ситуацию».
Озвучив (уже в который раз) то, что на языке юриспруденции называется «диспозиция», российский дипломат не преминул сформулировать и возможную санкцию: «Они (американцы – ред.) хотят и активно этим (раскачиванием – Ред.) занимаются. Знаю, что армянам (у нас есть такая информация) они говорят, мол, давайте к нам, прогоняйте русских со своей территории, и пограничников тоже, убирайте военную базу, американцы будут помогать обеспечивать безопасность… Причем мы видим, как Запад ведет себя с теми, на кого он в прошлом делал какую-то ставку. Они бросили президента Египта Хосни Мубарака…»
Итак, Лавров предупредил армянскую сторону о нестабильности поддержки США, которой, безусловно, стоит опасаться. С одной стороны, сама возможность подобного намека Москвы для армян, конечно, - факт неприятный. Однако обращает на себя внимание другое: главный дипломат России даже не намекнул на предполагаемые действия самой России, ограничившись опосредованной угрозой через действия противника. Означает ли это неспособность Москвы самостоятельно применить сколь-нибудь серьезные санкции к своему вассалу или все-таки временное нежелание заниматься этим ввиду наличия более важных дел - пока остается неясным.
Обычно, когда Ереван допускает крен в сторону западного формата мирного договора, Москва спешит одернуть его напоминанием о том, что вообще-то именно она предлагает лучший для него вариант, предполагающий отложенное решение по некоему статусу армян Карабаха. Так было и в конце октября прошлого года, когда Путин озвучил эту мысль на Валдайском форуме, и в январе текущего года, когда с похожими тезисами выступила представитель МИД России Мария Захарова.
Однако ни после вашингтонского раунда, ни после встречи глав государств в Брюсселе Россия не сделала подобных заявлений. Это несколько объясняется тем, что Москва 19 мая станет площадкой для очередного раунда российского трека переговоров и не ощущает нужды в дополнительном понукании Еревана. С другой стороны, в Кремле, вероятно, уже решили, что постоянное педалирование Россией темы статуса армянской общины на фоне столь далеко зашедших заявлений о взаимном признании сторонами территориальной целостности начинает звучать совсем уж глупо. Перефразируя крылатое выражение, русские не могут быть большими монофизитами, чем армянский католикос. Ну и, наконец, изменение Азербайджаном реальности на земле оставляет Москве слишком мало места для подобных спекуляций, фактически превращая подобные инициативы в дипломатический анахронизм.
Любопытно, что практически параллельно с выступлением Лаврова из армянского МИД пришло известие о том, что вопроса о выходе Армении из ОДКБ нет в повестке страны на данный момент. Внешне все выглядит так, будто Пашинян готов рассматривать вопрос размещения сил ОДКБ на условной границе. Означает ли это также, что Пашинян склоняется к откату от брюссельских договоренностей в пользу российского варианта? Да еще хорошо бы понять - в чем же сейчас заключается этот российский вариант?
Как мы уже сказали, вопрос о «статусе» Карабаха становится анахронизмом. Если Москва и могла вернуть эту повестку, то только после того, как изменила бы ситуацию на земле, то есть в Карабахе. Учитывая, что основная попытка Москвы в лице Варданяна воспрепятствовать действиям Азербайджана по реинтеграции армянской общины Карабаха в азербайджанское общество потерпели фиаско, а для новых попыток перед переговорами элементарно нет времени, представляется более вероятным, что Москва все-таки изменила свою позицию и представит некий вариант, подтверждающий урегулирование на основе признания территориальной целостности сторон. Проще говоря, умыкнет мирный процесс из-под носа Запада. Нужно отметить, что подписание всеобъемлющего мира очень выгодно России в имиджевом отношении. В условиях продолжающейся агрессии в Украине, Россия может выставить себя в качестве миротворца на Южном Кавказе. К тому же Москва прекрасно понимает, что двухтысячный контингент в предгорьях Малого Кавказа, «окруженный» с четырех сторон не только корпусами азербайджанской армии, но и, что не менее маловажно, мощнейшей современнейшей инфраструктурой азербайджанского государства - это геополитический балласт, который рано или поздно нужно сбросить, а лучше продать подороже, пока еще можно что-то получить. Возможно, момент настал. Какие предложения поступят Азербайджану, мы узнаем в таком случае довольно скоро. Однако уверены, что если цена будет чересчур высока, Баку не даст согласия, и будет решать все вопросы на месте и в контексте национальных интересов. Как, впрочем, он и делал до сих пор.