МАГАТЭ в упор не видит ядерную угрозу на Южном Кавказе И тут двойные стандарты
Армения проявляет «завидное» упорство в вопросе дальнейшей эксплуатации морально и физически устаревшей Мецаморской АЭС и тем самым продолжает подвергать регион радиоактивной опасности при молчаливом содействии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Так, в ходе встречи главы МИД Армении и генерального директора Международного агентства по атомной энергии Рафаэля Гросси Ереван фактически вновь получил поддержку МАГАТЭ в вопросе продления срока эксплуатации АЭС.
В преддверии этой встречи, выступая 20 мая в Вене на международной конференции по ядерной безопасности на тему « Формируя будущее», армянский министр сообщил, что Армения решила продлить срок эксплуатации нынешнего энергоблока до 2036 года с конечной целью плавного перехода на новую мощность. При этом армянский министр привел тот факт, что якобы Ереван полностью следует международным обязательствам, определенным резолюцией 1540 Совета Безопасности ООН.
Дабы уличить во лжи заявления армянского министра, потребуется соответствующая ремарка. В резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности говорится о том, что все государства должны воздерживаться от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, перевозить, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие, в особенности в террористических целях. Мецаморская АЭС является, как известно, государственным объектом, что уже говорит о том, что резолюция, к которой апеллирует Мирзоян, никоим образом не имеет отношения к эксплуатации этого источника ядерной угрозы, который к тому же используется, в том числе, в целях контрабанды радиоактивных материалов гражданами Армении. Как подтверждение этому имеется целый ряд фактов, некоторые из которых мы приводим ниже. Выполняет ли Армения все эти требования указанной резолюции? Однозначно нет. И это не голословное утверждение, а реальность, закрепленная множеством фактов, подтверждающих контрабандную деятельность граждан Армении по вывозу радиоактивных материалов с Мецаморской АЭС. Мы приведем несколько таких примеров.
Итак, согласно открытым источникам, в декабре 2001 года в грузинском регионе Самцхе-Джавахети было перехвачено 300 г низкообогащенного урана, привезенного из Армении, а в июне 2003 года граждане Армении пытались контрабандным путем перевезти 170 г высокообогащенного урана U-235 через границу Армения — Грузия (КПП Садахло — Баграташен), но были задержаны правоохранительными органами Грузии.
В декабре того же года на армяно-иранской границе был задержан вывезенный из Мецаморской АЭС контейнер с радиоактивным веществом Стронциум-90. Спектральный анализ показал, что объект обладает высокой радиоактивностью.
В октябре 2007 года на грузино-турецкой границе (контрольно-пропускной пункт Сарпи) в специально изготовленном из золота контейнере было обнаружено 2,04 г лоуренсия-103, за что были задержаны 4 гражданина Армении.
В марте 2010 года в Тбилиси по подозрению в незаконной продаже радиоактивных материалов были задержаны бизнесмен Смбат Тоноян и сотрудник Ереванского физического института Грант Оганян, у которых было изъято 18 г урана, обогащенного до 89%.
В сентябре того же года в тбилисском аэропорту была задержана преступная группировка, один из членов которой был армянином. При обыске у задержанных обнаружили и изъяли 0,0004 кг плутония (Pu) и 0,00008 кг низкообогащенного урана. Во время расследования выяснилось, что преступники планировали продать радиоактивные материалы.
В августе 2014 года на границе между Арменией и Грузией (контрольно-пропускной пункт Садахлы — Баграташен) таможенниками Грузии были арестованы двое армян, пытавшихся провезти в Грузию радиоактивное вещество Цезий 137. В январе 2016 года на границе между Арменией и Грузией (контрольно-пропускной пункт Садахлы — Баграташен) таможенниками Грузии были арестованы уже трое армян, пытавшихся провезти в Грузию радиоактивное вещество Цезий 137.
Таким образом, очевидно, что этот далеко не полный перечень фактов ставит под сомнение декларативные заявления армянских властей о якобы выполнении Арменией обязательств перед МАГАТЭ. В такой ситуации возникает резонный вопрос к самому МАГАТЭ. Как же так получается, что это агентство озабочено загрязнением далекой Антарктики микропластиком, но при этом упорно закрывает глаза на очевидную угрозу в регионе Южного Кавказа, фактически у себя под боком? Не является ли это опять же проявлением пресловутых двойных стандартов? Ответ скорее утвердительный.
Есть еще один вопрос, который все еще остается за скобками внимания МАГАТЭ. Речь о загрязнении Арменией тяжелыми радиоактивными металлами азербайджанских рек. Известно, что в результате деятельности только Мецаморской АЭС в реку Араз ежедневно сбрасываются 12 000–16 000 кубометров радиоактивных отходов, что создает угрозу для использования речной воды в качестве питьевого и ирригационного источника.
Между тем загрязнение Арменией водных ресурсов стран региона грубо нарушает принципы Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Более того, большую угрозу представляет уровень загрязнения Охчучая, впадающего в Араз.
О том, что Мецаморская АЭС создает проблемы ядерной безопасности для региона, неоднократно говорил и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В частности, принимая в марте прошлого года генерального директора МАГАТЭ Мариано Гросси, Ильхам Алиев заявил, что действующая в Армении Мецаморская атомная электростанция представляет большую угрозу для Азербайджана, Турции, всего региона, обратив внимание и на незаконную торговлю Арменией некоторыми ядерными материалами, полученными посредством Мецаморской АЭС.
В МАГАТЭ должны не сбрасывать со счетов и то, что наличие опасного радиоактивного источника на территории Армении в случае ЧП может иметь непредсказуемые последствия не только для южнокавказских государств, но и для Европы.