Московский шапалах Арарату Мирзояну
Каждый раз, когда ситуация в регионе Южного Кавказа доходит до точки кипения, всем нам приходится наблюдать ставший уже привычным следующий телефонный алгоритм: премьер-министр Армении Никол Пашинян начинает виснуть на телефоне в попытке дозвониться хоть к кому-нибудь в мире. Затем те невезунчики, к кому Пашиняну удалось таки достучаться и нажаловаться, начинают звонить в Баку с целью передать азербайджанскому руководству озабоченность армянского варчапета. Ну и в конце на ковёр вызывают либо самого премьера, либо же его министра иностранных дел.
Так произошло и на прошлой неделе. Сперва состоялся телефонный разговор между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Армении Николом Пашиняном (как было мягко сообщено в прессе, «по инициативе армянской стороны»). Затем из Кремля позвонили в Баку и обсуждали звонок армянского ябеды. Ну, и в конце в Москву на Смоленскую площадь был, дипломатично выражаясь, «приглашён» глава МИД Армении Агрыдаг Мирзоян.
Встреча между двумя министрами состоялась уже в этот понедельник. О чем говорили руководители внешнеполитических ведомств двух стран за закрытыми дверьми, нам в подробностях не известно, но общую картину можно воссоздать из заявлений, сделанных министрами как до, так и после встречи, а также из их ответов на вопросы журналистов в ходе совместной пресс-конференции.
Обратили на себя внимание следующие детали из выступлений министров. Говоря о ситуации на Лачинской дороге, Арарат Мирзоян упорно повторял слово «блокада», в то время как его российский коллега ни разу не использовал этого слова. Более того, коснувшись этой темы, глава МИД РФ упомянул о разблокировании транспортных коммуникаций, явно намекая, что нельзя ограничиваться обсуждением только одной Лачинской дороги.
Кроме того, Сергей Лавров ни разу не произнес слова «Нагорный», хотя армянские телеграм-каналы поспешили по привычке исказить его выступление и вписать это слово в его речь. А Арарат Мирзоян выдал, ну совершенно уж экстравагантную мысль: дескать, нет ни одного пункта Трехстороннего Заявления, который бы Азербайджан не нарушал.
Ну, мы еще вернёмся к тому, кто что нарушал и как на подобную «предъяву» Мирзояна (уже после закрытой встречи на совместной пресс-конференции) отреагировал его российский коллега.
Выступая на той пресс-конференции, глава армянской дипломатии, мало того, что заявил о какой-то абсурдной... «оккупации» Азербайджаном неких сёл в своем же Карабахе (то есть, «оккупировал» как бы самого себя), так еще и вновь заговорил о каких-то пресловутых «военнопленных», которых нет (потому как всех их по окончании войны передали Армении), а также о какой-то блокаде, которой тоже нет, потому как Лачинская дорога открыта, и по ней каждый день проезжают конвои с гуманитарным грузом и больные, нуждающиеся в дальнейшем лечении в ереванских клиниках.
Как мы уже отметили, Сергей Лавров ни разу не произнес слова «Нагорный». Ну, а сам Арарат Мирзоян за столько лет конфликта так и не научился правильно выговаривать слово «Нагорный».
Господи, ну не говори ты этого слова, раз не можешь выговорить. И нет никаких «прилагающихся» (к пресловутому Нагорному Карабаху) районов.
Кстати, о «прилагающихся» районах: где это в Трехстороннем Заявлении говорится о возвращении армян в те самые «прилагающиеся» семь районов? Разве в «прилагающиеся» Зангезур и Гёйчу азербайджанцы уже вернулись?
Мирзоян, окончательно потеряв связь с реальностью, обвинил Баку в одностороннем переселении азербайджанцев в бывшие армянские населенные пункты Карабаха. Простите, а что произошло с бывшими азербайджанскими селами на территории сегодняшней Армении? Кто там сегодня живет? Марсиане? Да что там Армения! Кто сегодня живет в Ходжалы, Кяркиджахане и десятках других азербайджанских сёл, расположенных в зоне временной ответственности РМК? Уж не армяне ли?
Обвиняя Азербайджан в намерении (внимание — в намерении!) совершить «этническую чистку», Мирзоян позорно умалчивает, что в самой Армении этническая чистка УЖЕ произошла, причем полностью!
Дело дошло до откровенного искажения Мирзояном выступления Президента Азербайджана Ильхама Алиева в селе Талыш: армянский министр приписал руководителю Азербайджанского государства словá «никакого мирного договора не будет», которых Алиев НЕ произносил. Есть же запись выступления Президента в Ютубе! Где вы услышали такие слова?!
Все эти искажения в выступлении Мирзояна были сделаны, чтобы подойти к основной мысли: дескать, необходимы механизм международного участия по предотвращению в Карабахе некоего… «геноцида» и направление сюда международной миссии.
Не выйдет! Пребывание РМК в Карабахе временно, срок его размещения вряд ли будет продлен, а на их место никто другой не придет. Не тешьте себя надеждами, соседи!
Далее на пресс-конференции последовали вопросы журналистов. Ну, некоторые из них походили, скорее, на заявления, нежели вопросы, на что и обратил внимание и мягко намекнул Сергей Лавров, дипломатично назвав так называемый… «вопрос» армянской журналистки Марии Григорян... «выступлением».
Так же дипломатично он намекнул на то, что обвинения в адрес Азербайджана, которыми просто кишел вопрос журналистки, были неуместными. В частности, он дал понять, что некорректно говорить об «агрессии» в отношении тебя после долгих лет оккупации твоей же страной. И с таким мышлением ни одна проблема не будет решена.
Лавров напомнил, что в дни войны была возможность добиться прекращения огня чуть раньше, но кое-кто отверг предложения Москвы. Не называя Армению по имени, он призвал не импровизировать и не трактовать по-своему подписанные документы.
А тему происходящего на Лачинкой дороге Лавров призвал рассматривать не изолированно, а в общем контексте Трехстороннего Заявления, намекая, очевидно, на необходимость открытия и других дорог.
После чего глава МИД России уже открытым текстом подчеркнул, что обязательства по коммуникациям есть не только у Азербайджана, но и у Армении.
Арарату Мирзояну же вопрос задала корреспондент ТАСС, азербайджанка по происхождению Рамина Зейналова. Что ж, если вспомнить, что на встрече Президента Азербайджана Ильхама Алиева и первой леди Мехрибан ханум с руководителями ведущих российских СМИ вопрос о якобы запрете лицам с армянскими фамилиями ездить в Азербайджан задала небезызвестная армянка Маргарита Симоньян (чем она, очевидно, пыталась поставить президента в неловкое положение, но вместо этого получила великолепный ответ), то заданный прелестной азербайджанкой Раминой Зейналовой армянскому министру вопрос о запрете на посещение Армении некоторым лицам с такими же армянскими фамилиями можно считать троллингом высочайшего уровня. Поэтому совершенно неудивительно, что на ее вопрос о причинах запрета на въезд в Армению некоторых российских граждан с армянскими фамилиями растерявшийся министр просто не рискнул отвечать.
Ну и, наконец, отвечая на вопрос о гарантиях безопасности армянского населения Карабаха, Сергей Лавров чётко дал понять, что этот вопрос должен решаться между Баку и самими карабахскими армянами, опять-таки дипломатично намекнув, что предложение о каких-то международных силах, которые стали всё громче звучать в последнее время, ведут в никуда.
Нынешний визит главы МИД Армении Арарата Мирозяна после его вызова в Москву можно смело назвать, если не провальным, но безуспешным. Судя по формулировкам, прозвучавшим из уст российского хозяина площадки, разговор за закрытыми дверьми прошел не так, как того хотели бы в Армении. Еревану прямо сказали: прежде чем предъявлять какие-то претензии и звонить в Москву со своими жалобами, надо для начала самим выполнить все взятые на себя обязательства.
А это означает, что Армения вновь осталась одна. Наедине со своими чрезмерными хотелками.
Кстати, о «хотелках». Прозвучали они и в выступлении Сергея Лаврова, посчитавшего, что армянам Карабахского экономического района... ну, просто «необходимо» (да, так и сказал — необходимо!) предоставить такие же права, какие Москва по Минским соглашениям добивалась для населения восточных областей Украины и какие по подписанному 10 лет назад соглашению между Белградом и Приштиной предусматривались для жителей сообщества сербских муниципалитетов Косово.
Так вот, уважаемый Сергей Викторович, в Азербайджане живут много этнических групп, и у армянской есть шанс стать одной из них (если она, конечно, пожелает). Ни одно этническое меньшинство не брало в руки оружия и не поднимало вооруженный мятеж против родного государства, не говоря уже о совершении тяжелых военных преступлений. Проживающее в Карабахе армянское этническое меньшинство, не отличившееся большой лояльностью и верностью Азербайджанскому государству, не может быть вознаграждено за совершенные деяния какими-то особыми правами, потому как это послужит неверным сигналом для остальных, и, вообще, этого просто никто не поймёт. Максимум, на что оно может рассчитывать, это прощение, примирение и получение ровно таких же прав, что и все остальные граждане.
Баку не нужно подписывать со своими гражданами армянского происхождения никаких особых соглашений, наподобие упомянутых Вами минских или белградо-приштинских. Есть всего лишь один документ, в котором полностью обговорены все права армян Карабаха. И название ему — Конституция Азербайджанской Республики.
И этот вопрос является навеки закрытым.