МУС раздора А что Москва?
Похоже, хитросплетения союзнических отношений между Москвой и Ереваном преподнесут еще немало «сюрпризов». Несмотря на ощутимый холодок между двумя странами, вызванный антироссийскими демаршами Армении, Москва, судя по всему, старается смягчить разногласия в отношениях со своим южнокавказским форпостом. Как известно, Армения с 1 февраля 2024 года официально cтала полноправным членом Международного уголовного суда (МУС), присоединившись к Римскому статуту.
Национальное собрание Армении ратифицировало документ 3 октября 2023 г. Задним числом Ереван также признает юрисдикцию МУС с 10 мая 2021 г. и «обязуется сотрудничать с международным судом в полной мере и без промедления», сообщают СМИ со ссылкой на министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна.
Тем временем, комментируя журналистам вступление Армении в МУС, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что этот шаг – суверенное право страны.
«Но, с другой стороны, для нас важно, чтобы подобные решения негативно не сказывались на наших двусторонних отношениях. Коими мы дорожим и кои мы надеемся дальше развивать», - подчеркнул Песков.
Напомним, что ранее Россия однозначно заявляла о том, что планы Армении присоединиться к Римскому статуту Международного уголовного суда считает «абсолютно неприемлемыми». Категоричность Москвы в этом вопросе была связана с решением МУС выдать ордера на арест президента РФ Владимира Путина и детского омбудсмена РФ Марии Львовой-Беловой. Тогда Дмитрий Песков саму постановку вопроса об аресте Путина назвал возмутительной, а ордер МУС – ничтожным, тем самым предупредив Армению о крайне негативных последствиях присоединения к МУС. https://www.kommersant.ru/doc/5900547
В сентябре прошлого года Песков и вовсе заявил, что «Москва считает решение Армении ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда чрезвычайно враждебным по отношению к России».
«Потому что здесь речь идет именно о статуте, который мы не признаем, мы не является его участниками. Но эти решения являются для нас чрезвычайно враждебными», - сказал Песков. Таким образом по умолчанию предполагалось, что Москва может применить к Армении имеющиеся у нее инструменты воздействия. Но, ничего подобного не произошло.
Очевидно, что Москва решила проигнорировать очередную дерзость руководства «страны камней», чтобы удержать ее в орбите своего влияния. В связи с постоянными оглядками Армении на Запад, Москва предпочитает использовать «политику мягкой силы», а не угроз. Однако реальность в том, что в случае с Арменией подобный подход еще больше окрыляет Ереван. Как показала история, Армения понимает только лишь язык силы, а вовсе не дипломатию. Если бы не твердая воля и решимость руководства Азербайджана, Армения так и продолжала бы удерживать под оккупацией азербайджанские территории. Соответственно, чем больше уступок будет делать Россия Армении, тем меньше Ереван будет считаться с мнением своего сюзерена и выполнять союзнические обязательства перед Россией. Впрочем, Армения уже неоднократно доказывала свою несостоятельность в качестве союзника России. Так, например, вопреки желанию Москвы, Армения разместила на своей территорию разведывательно-наблюдательную миссию ЕС. Далее, вопреки недовольству Москвы, Армения углубляет отношения с Западом, в том числе с НАТО. В этот же контекст укладываются демарши Армении в адрес ОДКБ.
Что любопытно, армянская сторона ранее пыталась оправдать перед Россией свое решение о присоединении к Римскому статуту, ссылаясь на напряженность на условной границе с Азербайджаном. То, что Армения действительно прежде всего рассчитывала получить дополнительную возможность давления на Азербайджан, используя механизмы МУС, не подлежит сомнению. Однако для Москвы это не самый убедительный аргумент, особенно в условиях конфронтации с Западом.
О том, какие факторы способствовали пересмотру кремлевской позиции в вопросе вступления Армении в МУС, редакция Caliber.Az побеседовала с российским экспертом, старшим научным сотрудником Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Стасом Притчиным. По его мнению, возникает ощущение, что в Москве решили не заострять внимание на этом вопросе, поскольку есть понимание того, что решение принято Арменией и заставить поменять его сложно.
«Мое единственное объяснение в том, что Москва понимает, что этим самым решением Армения в первую очередь ограничивает возможности взаимодействия с российской стороной. Но при этом Россия оставляет возможность для Армении хотя бы сохранить двусторонние отношения, которые сложились на сегодняшнем уровне. Вместе с тем, с терминологической точки зрения поведение Москвы сложно принимать как уступку Армении. Уступка предполагает, что Москва делает какое-то действие в ответ на то, чтобы получить что-то от армянской стороны. В нынешних же условиях у Москвы не так много инструментов влияния на Ереван», - сказал Притчин.
Говоря о рисках, с которыми может столкнуться Россия из-за членства Армении в МУС, эксперт предположил, что в здравом уме Ереван вряд ли присоединится к санкциям против Москвы, в противном случае пострадает очень сильно в первую очередь армянская экономика.
«В этом случае, учитывая зависимость Армении от российского рынка и инвестиций, ее экономика обанкротится. Та же самая история наблюдается в отношении ОДКБ. Несмотря на претензии к организации, реальных шагов со стороны Армении по выходу из ОДКБ нет», - отметил Притчин, фактически подтвердив, что заявления армянских властей носят не более, чем декларативный характер.
От себя добавим, что вступление Армении в МУС, мягко говоря, тревожный звоночек для России, поскольку несмотря на серьезную зависимость от Москвы, Ереван все же протолкнул свою политическую аферу, игнорируя интересы своего сюзерена.