НАТО может не досчитаться Франции? Размышления Теймура Атаева
В испанской El Pais было опубликовано интервью лидера французской партии левых «Непокоренная Франция» Жана-Люка Меланшона, в заголовок которого была вынесена звучная фраза из произнесенного политиком, которого часто называют «леворадикальным»: «Чем больше Макрон будет отрицать результаты парламентских выборов, тем быстрее мы будем продвигаться к жесткому кризису». Единственным выходом «из сложившейся политической ситуации в стране» он назвал отставку президента.
С учетом того, что данная позиция Меланшона общеизвестна, мы хотели бы заострить внимание на его другом акценте, озвученном в интервью. Но прежде напомним, что именно возглавляемая Меланшоном коалиция левых сил «Новый народный фронт» одержала победу во втором туре недавно завершившихся внеочередных парламентских выборов во Франции, но не добрала голоса для самостоятельного формирования правительства. На фоне чего Меланшон исключил возможность формирования коалиции между левыми партиями и центристским блоком Макрона. Последний, однако, ожидаемо не предложил левым создать правительство.
Возвращаясь же к интервью Меланшона, подчеркнем, что он высказал намерение (в случае его избрания президентом на следующих выборах) предпринять «системные» шаги по планомерному и организованному выведению Франции из НАТО. Обосновал данный шаг Меланшон ссылкой на «логику разоружения и умиротворения». Многие СМИ представили данную информацию в качестве сенсации, однако ничего неожиданного в позиции Меланшона не проявилось. В 2017 г., баллотируясь в президенты Франции, он, обещая провозгласить VI Республику, ратовал за выход Парижа из ЕС и НАТО. Не сменил риторики Меланшон и в 2022 г., когда, будучи кандидатом в президенты Франции, причиной выхода Парижа из состава НАТО назвал обязательность восстановления «военного суверенитета» страны, которая, «обладая силами ядерного сдерживания, должна быть свободной от союзов, самостоятельной и не зависеть в вопросах производства вооружений от США». Параллельно левый политик высказал непонимание планов Франции «защищать границы Украины».
Так что ничего удивительного в озвучивании Меланшоном в El Pais своих взглядов на аспект пребывания Франции в НАТО нет. Да и в целом во Франции он далеко не единственный, кто излагает позицию в этом направлении. К примеру, еще в июне лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо также актуализировал выход Франции из НАТО, сославшись на отвержение альянсом мирного решения противостояния России и Украины. «Необходимо очнуться, работать над достижением мира и выйти из НАТО», — сказал он, а «решение о ежегодной финансовой поддержке Украины государствами-членами организации в размере 40 млрд евро «до тех пор, пока это необходимо», он назвал неприемлемым.
Здесь же можно вспомнить, что и лидер правых Марин Ле Пен, выступая в свое время за отмену Шенгенских соглашений, обещала в случае победы на президентских выборах обеспечить выход Франции из НАТО.
Вопрос здесь, однако, далеко не в политических пристрастиях того или иного кандидата. Дело в том, что в Вашингтоне неоднозначно, мягко говоря, оценивают такого рода антинатовские телодвижения, в особенности во Франции. К примеру, в 1966 г. президент Шарль де Голль заявил о выходе из военных структур НАТО, озвучив отказ от подписания договоров о запрещении ядерных испытаний и нераспространении ядерного оружия. Параллельно он подверг критике действия США по отношению к Вьетнаму. И уже в 1968 г. Париж забурлил протестным движением студентов, а правительство лишь силовыми методами подавило волну недовольства. Убедительная победа сторонников де Голля на досрочных парламентских выборах не поспособствовала восстановлению стабильности, в результате чего в 1969 г. де Голль добровольно ушел в отставку.
Можно вспомнить и год 2003-й, когда США настаивали на полной поддержке иракской военной кампании всеми странами-союзниками. Франция и Германия же в совместном заявлении с Москвой выступили за урегулирование иракской проблемы «в рамках международного законодательства». Тут же «Вашингтон пост» растиражировала программный тезис политического истеблишмента США: «Наказать Францию! Игнорировать Германию! Простить Россию!», и спустя пару месяцев Париж столкнулся с беспорядками: молодежь, главным образом, арабского и североафриканского происхождения совершала нападения на административные здания, школы, полицейские участки и т. д. Естественно, политики, политологи всех мастей среди причин происшедшего называли высокий уровень безработицы, «кризис самоидентичности в среде мигрантов» и аналогично. Но разве данный социальный фон определил сюжетную линию беспорядков в стране?
А вот эпизод из относительно недавней истории, когда Макрон открыто начал лоббировать тезис об ослаблении зависимости Парижа от Вашингтона, особенно в вопросах безопасности, включая ракурс создания самостоятельной общеевропейской армии. В ответ тогдашний президент США Дональд Трамп опубликовал твит с призывом не забывать о временах Первой и Второй мировых войн, когда французы «были вынуждены учить немецкий язык в Париже до того, как туда пришли США». Но месседж Трампа не сыграл, и слова Макрона «быть союзником не значит быть вассалом» в одночасье стали достоянием мировой общественности. Прошло три дня, и внутриполитическая повестка дня Франции оказалась в руках «желтых жилетов».
Конечно, кто-то может посчитать приведенные выше факты обострения ситуации во Франции на определенных исторических этапах случайным совпадением с антинатовской риторикой первых лиц страны, но немало аналитиков уверены в подводных камнях протестных акций в государстве, последовавших именно в эти моменты.
А отсюда вопрос – как поведут себя США в свете открытых высказываний Меланшона против связки «Франция — НАТО» в случае возглавления им французского правительства? Вопрос, конечно, риторический, но заставляющий сторонников Франции серьезно задуматься о том, готов ли Париж к ответным шагам Вашингтона в свете антинатовских высказываний французских политиков?
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az