Переговоры с Ираном по ядерной сделке: развязка близка? Расклад Михаила Магида
После поездки в Тегеран для консультаций 9 марта главный иранский переговорщик по ядерной программе Али Багери Кани вернулся в Вену. Там проходят переговоры между США и Ираном по возобновлению ядерной сделки 2015 года.
Еще несколько дней назад казалось, что возобновление сделки близко к реализации. Согласно просочившимся в СМИ документам, Иран отказывался от обогащения урана выше уровня 5%, допустимого для гражданских работ и исследований, сворачивал свою программу ядерных вооружений, а США готовы были снять с ИРИ часть санкций, позволив ему экспортировать нефть.
Поговаривали и о том, что США готовы пойти на ряд уступок в вопросах, в прошлом вызывавших острые конфликты, в частности, выведя Корпус стражей исламской революции (КСИР) из списка террористических организаций. Это имеет большое значение, поскольку КСИР, вторая (религиозная) армия Ирана численностью около 120 тысяч человек, является также крупнейшей экономической структурой страны, напрямую или через доверенных лиц контролируя от 30 до 50 процентов экономики и огромное количество предприятий.
Внезапно переговоры оказались близки к коллапсу. Дело в том, что в них принимают участие не только Иран и США, но и целый ряд других стран - Британия, Франция, Германия, Россия и Китай. Все они выступают в роли гарантов сделки и играют в ней свои роли. И вот в последнюю минуту возникла заминка. Как сообщают авторитетные международные издания «Политико» и «Аль-Монитор», Россия потребовала гарантий того, что западные санкции, введенные против Москвы в связи с конфликтом в Украине, не повлияют на ее будущую торговлю с Ираном. Имеется в виду, что частью сделки должно стать решение западных партнеров не наказывать санкциями никакие торговые и финансовые договоренности между Москвой и Тегераном. Это требование прозвучало в тот момент, когда российская экономика получила удар из-за волны санкций, а Вашингтон во вторник объявил о запрете на импорт российской нефти и газа в США. Американцы и их союзники ответили России отказом.
Иран, который полагается на Россию и Китай как на противовес западным странам, не слишком резко отозвался о просьбе России, но вряд ли в Тегеране довольны. Так, президент Ирана Эбрахим Раиси, выступая во вторник перед Ассамблеей экспертов – влиятельным иранским политическим институтом, отверг мнение о том, что Иран слишком сосредоточен на восточных странах: «Некоторые обвиняют нас в том, что мы однобоко смотрим на Восток. Они говорят, что так же, как предыдущая администрация была сосредоточена на Западе, мы слишком сосредоточены на Востоке. Но это неверно. Администрация стремится развивать отношения со всеми странами и создать баланс во внешней политике страны».
Для США и Ирана сегодня как никогда важно вернуться к ядерной сделке. Экономика Ирана в значительной степени подорвана американскими санкциями, большинство населения находится за чертой бедности, а снятие запрета на торговлю нефтью позволило бы нарастить объемы экспорта с 700 тысяч до 3 миллионов баррелей в день уже через несколько месяцев. В этом заинтересованы и США, чья экономика страдает от невероятного в последние недели роста цен на нефть, вызванного российско-украинским кризисом.
Но у России свое отношение к этим вопросам. Дело в том, что Москва обеспокоена возможным появлением иранской нефти на рынке. Это создало бы конкуренцию для российской нефти и дополнительно развязало бы руки коллективному Западу в плане введения новых антироссийских санкций. С другой стороны, без России очень сложно заключить сделку, поскольку она принимает участие в обсуждении и реализации планов структурных преобразований в иранской ядерной отрасли.
По мнению издания «Политико», государственные чиновники, знакомые с ситуацией на переговорах, считают, что «восстановление ядерной сделки без России в принципе возможно, но для этого потребуется найти другую страну, например, КНР, чтобы вывезти уже имеющийся обогащенный уран из Ирана, обменять его на природный уран и работать вместе с Ираном над преобразованием его ядерного предприятия в Фордо в научно-исследовательский центр». Однако для этого потребуется согласие Китая, а такого согласия пока нет, по крайней мере о нем ничего не сообщается.
С другой стороны, по словам неназванных чиновников, документ по возобновлению ядерной сделки практически готов и участникам переговоров осталось согласовать незначительные детали. Словом, в иранской ядерной сделке наступает развязка. Но до сих пор невозможно сказать, какой она будет.