Почему искусство мне нравится больше политики «Неудобная правда» Самита Алиева
Подкупить эксперта, который оценивает подлинность произведений искусства для крупных музеев или аукционов типа «Сотбис» - невероятно сложно. Причем то, что называется «профессиональной этикой» тут дело последнее, первое дело, как, впрочем, во всем и везде – это экономика.
Эксперту высокого уровня (а в этой сфере экспертов высокого уровня не так уж много) есть что терять, помимо денег, которые он уже заработал. Его источник доходов – это не только его знания, это прежде всего - его репутация. И если он пойдет на подлог или обман – его не повесят на центральной площади, с него не станут сдирать кожу и его не поставят к стенке, у него просто больше не будет заказов. То есть, его, может быть, никто и ниоткуда с треском не уволит, но приглашать – перестанут. А потому, если такой эксперт и согласится дать заведомо ложное заключение – то в стоимость своих услуг он обязательно включит возможную упущенную выгоду – цену всех экспертиз за всю свою последующую жизнь. А это очень и очень большие деньги, которые вряд ли могут окупиться одной аферой. Так что подкупать на самом деле крупного, авторитетного эксперта представляется экономически бессмысленным.
В политике все иначе. Эксперты, политологи и правозащитники обеспечивают информационное прикрытие. Это война. Война, которая пока не переходит в горячую стадию. А любая война – это всегда путь обмана, подтасовки фактов, выдачи желаемого за действительное, и выступление на той или иной стороне. Приведу пример, который нам всем близок и известен - нарушением прав человека и этнической чисткой было изгнание мусульман из Армении и Карабаха… выгнали всех подчистую. Однако никто не наложил на Армению санкций, никто не проводил расследований, никто не ревел белугой в ООН, Конгрессе, Европарламенте или Совете Европы, в общем, все прошло незамеченным, и голосов осуждения мы не слышали. То есть, все противозачато, эээ, то есть, правозащитные структуры и человеколюбивые организации предпочли отмолчаться, никто так и не подал голоса ни в защиту азербайджанцев, ни в защиту разрушенных оккупантами культурных ценностей. Кстати, мы предложили миссии ЮНЕСКО, которая желала посетить Карабах для мониторинга армянских культурных ценностей, проехать через Агдам, чтобы они оценили разрушенные армянскими оккупантами исторические и культурные памятники Азербайджана. Однако в ЮНЕСКО оценить ущерб азербайджанским памятникам отказались и даже требовали предоставить маршрут в Ханкенди. Ну, требовать они будут в другом месте и у кого-нибудь другого, поэтому – все визиты международных миссий всех ЮНЕСКО на свете в Карабах отменяются. То есть, сейчас они все, прям как проснулись, даже не умывшись, хором голосят о каких-то там «этнических чистках в Карабахе и необходимости защитить армянское культурное наследие». Как говорят изворотливые люди «это другое», а «это другое» и другие «двойные стандарты» штука нам знакомая, нас тридцать лет кормили «общечеловеческими ценностями», теперь наша очередь кормить ими окружающих. Так что – мы научились играть в эти игры, причем заметьте, по их правилам. Просто мы не собираемся играть в них на их поле. Например, платформа «Азербайджан и Армения без посредников» - нас вполне устраивает. Причем, обратите внимание, мы играем в разные игры. Если с Арменией мы играем в «дурака» — это не попытка уязвить или оскорбить соседей, ни в коем случае, просто в игре в «дурака» выигрывает тот, у кого на руках больше козырей. В играх же с международными организациями и покровителями Армении мы играем в «преферанс». А смысл «преферанса» в том, чтобы оценив свои карты, заказать и сыграть наиболее выгодный контракт. И нервы тут нужны крепкие.
Так что - международное сообщество, многочисленные эксперты, миссии и правозащитники - на этот хор я бы надеяться не стал, шуму от них много, а практической пользы – никакой. Всерьез их никто не воспринимает, даже те, кто им платит, так, шумовая завеса, дополнение к оказываемому давлению, ну и дань традиции, не более того. Из серии «нужно создать видимость приличий». Причем врать, подтасовывать и замалчивать факты – это является частью их работы. Работы огромного механизма.
И заметьте, в случае провала, несбывшегося прогноза и, вообще, неудачи, редко кто из экспертов попадает в социальный мусоропровод, нет, некоторые, конечно, попадают, но для этого нужно попасться на мелкой взятке или совершить что-то уж вообще непотребное. Во всех остальных случаях их обычно временно отстраняют, ну, или переводят на менее оплачиваемый проект. Так что обижаться на них не следует. Но и выпускать их из поля зрения тоже нельзя. Просто крикунам, которые работают против нас, нужно противопоставить точно таких же крикливых экспертов, которые будут работать на нашей.
Таким образом, подкупить эксперта в области искусства намного сложнее, чем политика или правозащитника. И это, по большому счету, основная причина, по которой культура лично меня интересует больше, чем политика.