Политика США по Украине может вызвать эффект домино в Восточной Азии Расклад Максима Петрова
США, а не только и не столько Германия, в течение года блокировали поставки танков для ВСУ, утверждая, что американские танки «Абрамс», созданные во время Холодной войны для борьбы с русскими танками в Европе, невозможно использовать... для борьбы с русскими танками в Европе. Но вот появились сообщения о том, что танки (и «Абрамсы», и немецкие «Леопарды») все же будут поставлены. СМИ, до сих пор рассказывавшие невероятную историю про неспособные воевать в Европе «Абрамсы», вдруг сменили точку зрения - оказывается, никаких неразрешимых проблем нет.
Настоящей причиной такой политики стало нежелание разозлить Кремль и повысить угрозу его ядерного ответа, о чем сообщают некоторые ведущие американские издания, например «Нью-Йорк Таймс». После такого отказа американцев, немцы, привязавшие свои поставки оружия к позиции старшего партнера по НАТО, тоже отказали - в поставках своих «Леопардов». Теперь положение стало меняться.
Чарльз Рив, франко-португальский публицист, социальный исследователь и критик современного западного общества, писал, что правящий класс России, проигрывая экономическое состязание с Западом, решил прибегнуть к силе, надеясь на страхи и слабости США и стран Евросоюза, однако, издержки такого решения оказались велики. Возникают сомнения в том, что преобладающей части богатых и влиятельных людей выгодно происходящее. Из-за санкций они потеряли деньги. Согласно прогнозам некоторых известных экономистов, прежде всего, Сергея Гуриева, Россия сможет достигнуть уровня развития, имевшего место до 24 февраля, только к 2030 году и при этом превратится в зависимую от Китая страну - экономически, политически и технологически. Чем бы не закончился конфликт, санкции никто просто так с России не снимет, поэтому КНР станет главным источником капиталов и технологий. Это позволит Пекину ставить свои условия Москве.
Но глядя на слабость США и Германии, которые заблокировали поставки своих танков Украине в критический момент конфликта, начинаешь думать, что Кремль может быть и не слишком ошибался на их счет - они действительно боятся Москвы.
Американская блокировка поставок танков лишает ВСУ возможности проведения крупных наступательных операций или резко снижают эту возможность. Поэтому, весьма вероятен долгий конфликт на многие годы по типу Афганистана или, скорее, Кореи. Возможно, именно такова цель США. Может быть, их удовлетворит кореизация Украины - гипотетическое постепенное затухание конфликта (по мере исчерпания сил сторон) вдоль неких линий, образовавшихся в ходе столкновений.
И, тем не менее, позиция США может меняться по двум причинам. Во-первых, по мере того, как страх перед красными линиями Москвы проходит (о чем со ссылкой на анонимных высокопоставленных чиновников сообщают ведущие американские издания), США увеличивают поставки вооружений, так что, возможно, рано или поздно придут и танки, и боевые самолеты, и ракеты с дальностью 300 км.
Во-вторых, в глобализированном мире все влияет на все. За ситуацией сегодня наблюдает множество глаз. Слабость США и кореизация Украины могут подтолкнуть КНР к присоединению острова Тайвань, который в Пекине считают частью Китая. Если Вашингтон опасается Москвы, он тем более должен опасаться Пекина. К 2027 году военная и, в том числе, ядерная мощь Китая значительно увеличится. Если США готовы отдать России пятую часть территории Украины скорее, чем передать ей в нужном количестве танки, самолеты и дальнобойные ракеты, для Китая это может стать сигналом к началу попытки установить контроль над Тайванем.
Алон Пинкас, израильский аналитик, в прошлом советник многочисленных правительств Израиля, отмечает, что США превратили Украину в демонстрационный полигон для КНР, говоря: «Вот что вас ждет, если вы придете на Тайвань». Таким способом, по мнению Пинкаса, администрация Джо Байдена пыталась решить головоломку, одновременно сдерживая Москву и Пекин. Но если Россия сумеет сохранить за собой то, что она взяла после 24 февраля, по итогам конфликта, то напротив, этот демонстрационный полигон сможет убедить Пекин в том, что он способен забрать Тайвань под свой контроль.
Разумеется, это все равно будет трудной и рискованной операцией и, возможно, Китай не решится на нее. Ведь сохраняется множество проблем - от угрозы санкций (к ней КНР чувствительна, учитывая колоссальные объемы экспорта в США и Евросоюз, а также учитывая значение поставок американских технологий в Китай) до военных вопросов, связанных с вооружением и рельефом Тайваня.
Тем не менее, в случае сохранения слабости США и, в особенности, в случае кореизации Украины, шансы на то, что Китай попробует присоединить Тайвань сильно возрастают. Для китайского руководства вопрос о Тайване является принципиальным. КНР не потерпит никакого сепаратизма, и, если ситуация будет благоприятна для китайской спецоперации, Пекин может к ней прибегнуть.
Китаист Александр Габуев указывал на то, что в случае падения Тайваня ряд государств Восточной Азии уйдет под контроль Пекина, увидев, насколько ненадежна защита и обязательства США. Это может означать огромное усиление Китая. Иными словами, позиция США в Украине способна вызвать эффект домино - сначала рухнет проамериканский Тайвань, а потом все влияние Америки в Восточной Азии окажется подорвано.
Именно эти соображения как раз и могут заставить США начать поставлять для ВСУ танки и боевые самолеты, или оказать на Германию достаточно сильное давление для того, чтобы она начала это делать. Скорее всего, колебания США отражают то положение, в котором они оказались. Они боятся победы Украины и боятся ее поражения.
В последние дни явно наметился прорыв. Появились сообщения о поставках для Украины американских танков «Абрамс» (предположительно около 40 единиц) и немецких «Леопардов-2» (предположительно около 100 единиц). На следующей встрече в Рамштайне стороны будут обсуждать поставки боевых самолетов F-16, причем, Нидерланды уже сообщили о готовности предоставить их. Также Украина получит 600 высокотехнологичных британских ракет «Воздух-Земля» «Бримстоун», о чем сообщили СМИ.
Если поставки современных западных танков и самолетов окажутся значительными, то к моменту, когда они будут получены и освоены (предположительно летом), ВСУ могут получить качественное усиление. Но, с другой стороны, колебания США, откладывание поставок или их минимизация затрудняют любые прогнозы. Очевидно, что несколько десятков танков не могут изменить положение на фронте.