Порывы с набережной Орсэ Чего хочет французская дипломатия?
Министр по делам Европы и иностранных дел Франции Катрин Колонна прибыла 26 апреля в Баку с визитом в рамках своего турне по странам Южного Кавказа. Вопреки существующему холодному фону отношений между двумя странами, вызванным предвзятой позицией Франции, президент Азербайджана проявил жест доброй воли, приняв 27 апреля главу французского МИД. С мадам Колонна встретился также министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов. О подробностях этих встреч уже немало писали местные СМИ.
Среди пунктов, заслуживающих особого внимания, хочется отметить приветствие Франции устами госпожи Колонна азербайджанской мирной инициативы. В принципе, это единственная позитивная новость. Очевидно, в Париже наконец осознали издержки топорного поведения президента Макрона и его протеже Пашиняна, выдвинувшего в декабре прошлого года ультиматум – «в Брюссель без Макрона не еду». Франция в результате этого недальновидного шага фактически выставила себя стороной, сорвавшей мирные переговоры, проводимые при посредничестве ЕС, чем, кроме всего прочего, вызвала раздражение Брюсселя и Берлина, а главное, полностью потеряла доверие Баку. Но отношения с Азербайджаном администрация Макрона окончательно разрушать не готова, так как между странами, как говорится, есть вопросы, представляющие взаимный экономический интерес.
Не исключено, что истеричные действия французско-армянского тандема встретили неудовольствие Белого дома, в общем и целом заинтересованного в скорейшем подписании мира. И теперь, похоже, окружение Макрона пытается вскочить на еще недалеко ушедший поезд. Это тем более вероятно, что провокации Армении и буксирование переговоров никак не отразились на решимости Азербайджана отстаивать свои справедливые позиции в одностороннем порядке. Взятие ВС Азербайджана под контроль дороги Халфали-Туршсу в Карабахе и пресечение провокации на условной армяно-азербайджанской границе в апреле ярко это продемонстрировало. Открытие же ППП у въезда в Лачинский район пришлось аккурат к визиту Колонна и, вне сомнений, стало для французских властей очень неприятным сюрпризом отрезвляющего характера.
Впрочем, именно эту «односторонность» и поспешила осудить главный французский дипломат на совместном брифинге с Джейхуном Байрамовым. Несмотря на одиозность такого шага, это не стало сенсацией, а вполне вписывалось в логику поведения Франции, подтвержденной заявлением МИД 24 апреля, на следующий день после возведения Азербайджаном ППП в Лачине. Естественно, выпад Колонна не остался без достойного ответа Джейхуна Байрамова, парировавшего, что односторонние действия Азербайджан предпринимает сугубо в пределах своих границ.
Что вызывает не меньший интерес, так это беспомощная реакция главы внешнеполитического ведомства Франции на вопрос азербайджанской журналистки о предвзятой политике Парижа, осуждающего Азербайджан за правомерные действия в рамках своей юрисдикции, и тридцать лет закрывавшим глаза на оккупацию азербайджанских территорий со стороны Армении. Не имея никаких ни юридических, ни этических оправданий для действий своей страны, дипломат не нашла ничего более действенного, чем несколько раз, запинаясь, повторить: «Франция выступает за мир». Видать, хваленое французское красноречие не в ходу у нынешнего поколения парижских дипломатов.
В числе прочих тем, так или иначе относящихся к постконфликтному урегулированию, Колонна упомянула разминирование освобожденных территорий (естественно, не назвав их таковыми), напомнив о помощи, предоставленной Францией Азербайджану на эти цели на сумму полмиллиона евро. Мы, безусловно благодарны за любую помощь, которая позволяет спасти хотя бы одну жизнь. Вместе с тем, было бы неплохо, если бы Франция, учитывая близкие отношения с Арменией, могла способствовать представлению Азербайджану всех карт минных полей.
Завершив свой визит в Баку, глава МИД Франции вылетела в Ереван.
Если вкратце, то все в логике характера отношений двух «сестер». Во-первых, в ходе визита в Армению министр иностранных дел Франции Катрин Колонна не могла не посетить военное кладбище «Ераблур». Что тут сказать – дело ее, протокол не запрещает посещать подобные места, если уж мадам Колонна так этого хочется. Другое дело, как это посещение и мысли своего босса преподнесла пресс-служба МИД Франции на своем официальном аккаунте в Твиттер. «В «Ераблуре» испытываешь глубокие эмоции при виде сотен могил молодых солдат, павших при защите своей родины. Мои мысли - с их семьями и близкими».
Но, позвольте! А какое отношение имеют захороненные в «Ераблуре» граждане Армении к защите родины? Ведь Азербайджан на Армению не нападал. Там захоронены ликвидированные в Карабахе армянские оккупанты. А Карабах, мадам Колонна, это не Армения. Поосторожнее в высказываниях, а то неровен час, сразу после вашего отъезда из Баку может грянуть очередной азербайджано-французский скандал. Согласитесь, для дипломата это провал.
Во-вторых, следует отметить созданиие военной миссии при посольстве Франции в Ереване. У разведчиков из наблюдательной миссии ЕС таким образом появился еще один центр координации. А может быть, наоборот – в миссии французам особо развернуться не дают, поэтому они усиливают военное присутствие в одностороннем порядке?
Что бы ни было, этот акт, кроме всего прочего, носит также и символический характер, демонстрирующий поддержку агрессивной военной политике Армении. И да, это еще и вызов Москве – Франция усиливает военное присутствие в Армении, которая до сих пор считалась безраздельной вотчиной России.
В ходе своего визита в Армению Колонна также посетила приграничный Джермук (Истису), где расквартирована наблюдательная миссия ЕС. Ясно, что представитель страны-члена ЕС должна была посетить эту миссию. Однако, учитывая двусмысленную риторику председателя миссии относительно якобы агрессивных планов Азербайджана, главный дипломат Франции для демонстрации доброй воли к снятию напряженности могла бы совершить симметричное действие и в Азербайджане. Например, почему ей нельзя было посетить, ну если не погранично-пропуской пункт в Лачинском районе, то хотя бы участок дороги, где проходила акция наших экоактивистов, чтобы воочию убедиться в беспрепятственном проезде мирных жителей и гуманитарных грузов? Кстати, сегодня акция временно приостановилась, и таким образом высокий гость из Франции, возможно, лишила себя уникальной возможности стать свидетелем грандиозного исторического события, вбившего один из последних гвоздей в гроб проекта «миацум».
Но…мы увлеклись. Наверное, неправильно слишком много требовать от страны, которая нарекла себя сестрой Армении. Нам же сестринская любовь не нужна. Мы за крепкие партнерские отношения, но на условиях уважения нашего суверенитета. Время покажет, захочет ли Франция откорректировать свою политику с тем, чтобы таковые отношения могли существовать и укрепляться. Пока же кавказский вояж французского дипломата скорее говорит об обратном.