Римский статут как личная пощечина России? Константин Эггерт на Caliber.Az
Римский статут Международного уголовного суда (МУС) будет отправлен в парламент Армении на ратификацию в течение ближайших недель. Об этом заявил министр юстиции РА Григор Минасян. «Ранее аппарат правительства сообщил, что в ближайшее время отправим. Я думаю, это вопрос недель», - сказал Г. Минасян.
Напомним, армянский Конституционный суд в марте постановил, что обязательства в рамках Римского статута не будут вступать в противоречие с основным законом страны. Ратификация в парламенте - очередной этап на пути к окончательному присоединению Армении к Римскому статуту.
Российская сторона считает активность Еревана в этом направлении неприемлемой. В Москве заявляли, что последствия такого шага будут «крайне негативными» для отношений России и Армении.
Дело в том, что 17 марта текущего года МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина. Затем депутат от правящей фракции «Гражданский договор» Гурген Мелконян заявил, что после ратификации Римского статута, в случае если президент России посетит Армению, он будет арестован. Спикер Национального собрания Армении Ален Симонян назвал «абсурдом» возможность ареста президента России Владимира Путина в случае прибытия в страну.
Однако ж абсурдного тут мало, надо признать. Речь идет о присоединении Армении к своду обязательств международного уровня. От их исполнения так не отвертишься. А решение МУС относительно Путина вполне конкретное. Таким образом, Ереван обязан арестовать его в случае прибытия в страну. А учитывая характер отношений между Арменией и Россией, такая коллизия внесет в них очень большую странность. И к чему же это способно привести? Есть ли вообще у Москвы какой-то инструментарий для оказания такого давления на Ереван, чтобы тот вынужден был отказался от ратификации Римского статута? И что будет, если руководство Армении упрется? Что станет с армяно-российскими отношениями в целом?
На эти непростые вопросы взялся ответить Caliber.Аz российский политический аналитик, колумнист Deutsche Welle Константин Эггерт. Он считает, что главным последствием возможной ратификации Римского статута Международного уголовного суда парламентом Армении станет то, что Владимир Путин точно никогда не поедет в Ереван.
«Кроме того, это вызовет дополнительное напряжение в отношениях, и здесь у Москвы, конечно, имеются рычаги давления. Мы можем вспомнить историю с Грузией. То, что Москва не оставит так просто эту ситуацию, абсолютно понятно. Определенные инструменты давления на Армению у Кремля есть – как военные, так и дипломатические. Я бы здесь вспомнил многолетнюю историю давления на Грузию через визы, через отмену прямого воздушного сообщения. Я не говорю, что это обязательно произойдет в отношении Армении, но какие-то ограничения здесь Москва вполне может ввести.
Затронет ли это российскую военную базу в Гюмри? Не думаю. Это будет слишком демонстративным жестом, сильно бьющим по остаткам российского влияния на Южном Кавказе.
Кроме того, что я точно не могу исключить, так это новых попыток фактически свергнуть премьер-министра Армении Никола Пашиняна. И вот на этом направлении Москва, вполне возможно, приложит определенные усилия.
Однако здесь следует отметить очень важный момент. Всё, что делает сегодня руководство Армении, вполне вписывается в настрой общественного мнения, которое очень заметно отворачивается от России после 44-дневной войны, и всё сильнее задумывается как о налаживании внутрирегиональных связей, так и о возвращении к политике более тесного взаимодействия с западными странами, прежде всего, с Европейским Союзом (это характеризовало армянскую политику в 90-е, в период президентства Левона Тер-Петросяна).
Ясно, что решение о ратификации Римского статута Путин воспримет просто как личную пощечину, поэтому напряжение между Москвой и Ереваном будет только нарастать», - сказал российский эксперт.