Сидя на Великой китайской стене Расклад Шерешевского
С началом конфликта в Украине российская экономика попадает в растущую зависимость от китайской. Китай постепенно замещает страны Запада, которые частично разорвали экономические отношения с Россией. Товарооборот КНР и России в этом году может достичь 200 млрд долларов. Влияние КНР многообразно и развивается по многим линиям.
Экспорт российских энергоресурсов в КНР
Китай стал одним из крупнейших покупателей российской нефти. Кроме того, Россия рассчитывает на строительство газопровода в Китай «Сила Сибири-2», однако в Пекине пока прохладно относятся к нему. Создается впечатление, что Пекин намерен жестко диктовать свои условия по ценам на топливо, используя растущую зависимость России от китайского рынка. Президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов указывает на то, что 40% экспорта российских энергоресурсов приходится на Китай по сравнению с 20% до 24 февраля 2022 года.
В то же время, Китай (как и Индия) очень осторожно относится к этим закупкам, не имея желания попадать в одностороннюю зависимость от российской нефти. По словам Салихова, обе страны не хотят отводить слишком большую долю поставок России. Поэтому на их рынках российская нефть конкурирует с иранской и саудовской.
Китайские технологии становятся ключевыми
«Экономически зависимость от Китая больше всего выражена именно в том, что касается китайских технологий. Еще в 2016 году Китай сменил Германию как главный поставщик технологий в Россию, а с 2022 года и вовсе стал единственным», - утверждает научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии, китаист Темур Умаров.
Поставки китайских товаров
С начала конфликта в Украине Россия смогла переориентировать часть своих торговых связей на восток — прежде всего, в Китай (но также в Индию и Турцию). Отсюда в страну стали поставлять станки, автомобили и другие товары, необходимые российской промышленности.
Импорт западных товаров через КНР в обход санкций
После 24 февраля Россия начала развивать параллельный импорт - привозить в страну санкционные западные товары. Именно через Китай пролегает, возможно, главный маршрут для параллельного импорта.
Китайский юань прочно закрепился в России
В условиях, когда Китай стал главным торговым партнером Москвы, у российских компаний остается не слишком много вариантов для хранения валютных резервов или международных расчетов. Китай извлекает из этой ситуации выгоду. Он субсидирует свою экономику за счет дешевого российского топлива, которое не может быть реализовано на Западе и продается в КНР существенно дешевле. Одновременно, Пекин требует, чтобы расчеты с ним проводились только в юанях и только через Китай, т.е. российские компании обязаны хранить свои юани в китайских банках и покупать на них китайские товары. Все вместе является огромной субсидией для экономики КНР.
Растущее политическое влияние
Пекин становится силой, без которой невозможна стабилизация экономической ситуации в России. Это позволяет ему расширять свое политическое влияние на российскую политику.
Согласно оценке ведущего российского китаиста Александра Габуева, Китай заинтересован в сохранении нынешней ситуации в Украине. Пока Запад вяло финансирует Украину, не позволяя ей ни победить, ни проиграть, это означает его (Запада) глубокое погружение в конфликт. Если же администрация президента Байдена окажется вовлечена еще и в растущее противостояние между Израилем и Ираном, и станет действовать столь же вяло, то в Пекине откроют бутылки с лучшим шампанским.
В текущей ситуации коллективный Запад, прежде всего США, не может позволить себе сосредоточиться на противостоянии с Китаем - новой поднявшейся сверхдержавой и своим главным конкурентом. Такое положение дел позволяет руководству Китая, по выражению Габуева, «сидеть на китайской стене, свесив ноги, извлекая выгоды». КНР одновременно получила ослабление Запада, не способного решить украинскую проблему и сосредоточить ресурсы против Пекина, и выгоды от того, что Россия стала субсидировать китайскую экономику.
Китай заинтересован в том, чтобы эта ситуация продолжалась до бесконечности. Кроме того, он боится смены руководства в Москве и возвращения прозападных группировок. Поэтому Пекин будет использовать свое растущее влияние на Россию, во-первых, для помощи нынешним руководителям в Кремле, а, во-вторых, для того, чтобы нынешняя ситуация в Украине сохранялась как можно дольше.
Это не означает, что Китай намерен поставлять Москве оружие, хотя возможны поставки товаров двойного назначения. Си Цзиньпин слишком опасается потерять гигантские рынки США и Западной Европы, поскольку таком случае китайская экономика рухнет. А это грозит восстаниями весьма активного китайского рабочего класса. Призрак Независимого союза рабочих Пекина (НСРП) - грозной организации, стремительно набиравшей силу и грозившей захватить фабрики и сместить Компартию во время событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, до сих пор беспокоит руководство КНР даже после того, как эта организация была уничтожена. Особенно тревожно выглядел бы экономический спад на фоне забастовок в современном Китае.
Товарооборот Китая с США и Европой приближается к 2 трлн долларов, превышая товарооборот с Россией в 10 раз. Рисковать новыми санкциями и потерей европейских и американских рынков КНР в настоящее время не может. Кроме того, Китай хранит свои валютные запасы в долларах и золоте (около 3,4 трлн долларов), и разумеется, не заинтересован в их обесценивании и потере американского рынка.
По указанным причинам до сих пор нельзя говорить о существовании полноценного военно-политического блока между Москвой и Пекином. Для этого нет экономических условий - более-менее самодостаточной сферы экономического сотрудничества. Именно появление такой сферы обычно создает экономические условия для начала мировой империалистической войны. Сегодня ее не существует. Поэтому скорее нужно говорить о том, что КНР использует сближение с Россией для извлечения экономических выгод и геополитического ослабления Запада. Но это не исключает возможность появления военно-политического блока в будущем.